Новый худрук петербургского цирка Вячеслав Полунин поделился с журналистами планами на будущее. Рядом с его вотчиной на Фонтанке вырастет «музейно-цирковой квартал» – с карнавалами, инсталляциями, атмосферой уличного праздника. На гастроли в Северную столицу приедут именитые клоуны – от Леонида Лейкина до Питера Шаба, а подпевать им будут рок-звезды уровня Бориса Гребенщикова. Цирк даже может сменить название. Но прежде, чем это произойдет, нужно найти деньги на ремонт и расширение репетиционных залов. Государство выделять финансирование не спешит.
«Интересно заниматься только тем, что невозможно. Остальное – неинтересно», - так объяснил свое назначение на должность художественного руководителя петербургского цирка Вячеслав Полунин. 26 февраля всемирно известный клоун Асисяй встретился с журналистами в выставочном зале дома по набережной Фонтанки, 3.
За спиной у автора «Снежного шоу» соревновались гимнасты на афишах XIX века. По левую руку от него поблескивала витрина с клетчатой кепкой Олега Попова и шляпой клоуна Карандаша. Полунин вокруг почти не смотрел. С седыми волосами, в красной рубахе, то садясь на цирковой куб, то вставая с него, он излагал планы на будущее.
О назначении
«Перед Новым годом мне позвонил министр культуры. Дал 5 минут. Я подумал 5 минут и сказал: “Давайте, попробую”». Еще несколько месяцев назад Вячеславу Полунину казалось, что он вот-вот выйдет на отдых и будет читать книжки. «Я передал “Снежное шоу” детям. Уже собирался на пенсию, готовил домик в Испании. И вдруг – звонок. И я с такой радостью взялся за новое дело! Отечественный цирк, конечно, находится в невозможном состоянии... Люди хотят нового, смешения жанров, мы же говорим языком XVIII века о XVIII веке», – рассуждал артист.
Программа реформ в голове Полунина уже родилась. По задумке клоуна, манеж на Фонтанке станет лабораторией, где будет создано новое российское цирковое искусство. Сделать это возможно, только синтезировав клоунаду с танцем, музыкой, оперой и живописью. Приглашения именитые представители этих направлений уже получили. Например, легендарный хореограф Владимир Васильев возьмется отслеживать новейшие балетные тенденции и отправлять под крыло Полунина наиболее талантливых танцоров.
В качестве артиста готов выступить и давний друг Асисяя, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. Не обойдется и без цирковых звезд первой величины: «Леня (Леонид Лейкин, художественный руководитель театра “Лицедеи”) уже звонил. Он будет участвовать в моем первом спектакле. Жигалов (Андрей Жигалов, актер и клоун) уже звонил, Питер Шаб (известный американский клоун, работающий в Германии) тоже звонил. Все уже перезвонили, все мечтают сыграть в Петербурге».
О репертуаре
До сентября программа цирка на Фонтанке останется прежней. А уже осенью, цитируя Полунина, можно ждать «если не премьеры, то гастролей какого-то великого мирового цирка». В планах нового руководителя – показать петербуржцам все лучшие шоу, созданные на Земле за последние 20 лет: «Там не кидают по 20 колец и не говорят: “Мы самые быстрые, мы самые ловкие”. Там лечат душу, ищут поэзию... В Петербурге я вижу потрясающих мастеров. Но их костюмчики... слова не найду. Многие люди находятся на очень хорошем уровне, но номера несколько старомодные».
Постепенно начнет меняться и пространство здания на Фонтанке, 3. Отсюда могут исчезнуть вольеры для животных – Полунин обещал выставить на общественное обсуждение вопрос о том, нужно ли сохранять номера с использованием братьев наших меньших.
Одновременно в цирке возникнут продюсерский центр, школа, клубы для журналистов и пожилых артистов. «Старички наши, которые были славой цирка, даже не знают, куда зайти. Там закрыто, здесь забито. Им негде посидеть и кофе попить. Поэтому первое, что мы хотим сделать – открыть с Фонтанки дверь. Пусть люди уютно посидят в буфете, пообщаются, подумают о будущем цирка», – считает Вячеслав Полунин.
Вокруг вотчины Асисяя со временем вырастет и «музейно-цирковой квартал». Об этом клоун договорился с директором Русского музея Владимиром Гусевым: «Мы с ним только полчаса поговорили, но написали 4 страницы планов. На площадке, которая включит в себя территорию от Фонтанки до Садовой улицы, мы хотим возродить праздники, карнавалы, уличные театры, инсталляции – все виды современного искусства, превращающие повседневность в праздник».
О деньгах
Впрочем, сегодня цирк Полунина выглядит совсем не так, как это видится знаменитому клоуну. Потрескавшийся кафель на лестницах, допотопные громоздкие урны в коридорах, ряды в разной степени выцветших красных кресел в зрительном зале. Вместе с грандиозными планами новому художественному руководителю приходится осмысливать вопрос прозаический: откуда взять деньги на ремонт.
«Надеюсь, что мы добьемся финансирования как можно быстрее. Необходимо восстановить росписи, а главное – купол, который находится в не очень нормальном состоянии. Иначе здесь невозможно организовать лучшие полетные номера», – посетовал Вячеслав Полунин. Требуется учреждению и расширение репетиционных площадей. Однако судьба «блокадной подстанции», которую Асисяй хотел бы использовать для этих целей, пока не решена. На участке, находящемся в долгосрочной аренде у ГУП «Горэлектротранс», собирается возводить гостиницу частный инвестор.
Полунин, впервые столкнувшийся с опытом работы на государство, оптимизма пока не теряет. «Мы рассчитываем на все виды помощи. С одной стороны, надо увеличивать продажи билетов, чтобы цирк как можно больше зарабатывал сам. С другой, надо всем миром делать, – отметил он. – Например, как обновить стулья в зале? Когда я буду ставить премьеру, то объявлю: “Каждый может купить билет на нее в виде стула”. И распишу: за этот стул мне, условно говоря, нужно 100 евро, за этот – 500 евро. Человек заранее сможет купить предмет мебели, его имя будет выведено на спинке, а на премьере у меня будет красивый новый зал».
Напомним, министерство культуры назначило Вячеслава Полунина художественным руководителем цирка на Фонтанке в конце прошлого года. Ранее ведомство планировало, что проведет открытый конкурс на вакансию директора учреждения. Но в связи с тем, что Полунин согласился стать худруком, процедура была отменена.
Клоун Асисяй, заработавший известность в середине 1980-х годов, сейчас большую часть времени живет за границей и гастролирует по миру со своим «Снежным шоу». Однако в связи с новым назначением обещает по пять месяцев в году проводить в России. Если все получится, то в конце он может даже изменить название петербургского цирка. Прямо на вопрос журналистов Вячеслав Полунин не ответил, но подчеркнул, что ему нравится слово «Чинизелли».
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»