На рынке международного усыновления уже несколько лет действует семья Астаховых. Она помогает отправлять сирот из российских детских домов в Испанию. Уполномоченный при президенте России по правам ребенка, действительный советник 1 класса Павел Астахов утверждает, что об этом не знает. «Самозванцы», – охарактеризовал представляющихся родственниками он.
«У действительного государственного советника 1 класса, уполномоченного при президенте по правам ребенка Павла Астахова есть конфликт интересов. Родственники человека, активно лоббировавшего принятие «антисиротского» закона, работают в компании, занимающейся международным усыновлением». Такая информация поступила в «Фонтанку» от источников в администрациях нескольких регионов.
«Владимир Астахов, официальный представитель Балеарской Ассоциации по международному усыновлению «Крейшер Жунтс», приходит познакомиться в отделы опеки. Говорит, что будет заниматься устройством сирот в семьи. При этом мужчина – видимо, для подавления нашей воли – не забывает упомянуть, что якобы приходится родным дядей "детскому омбудсмену" Павлу Астахову», – говорят чиновники на условиях анонимности. Свое положение Владимир Астахов подтверждает служебным удостоверением.
Как следует из имеющихся в распоряжении «Фонтанки» документов, «Крейшер Жунтс» осуществляет свою деятельность на территории России с 2002 года и каждый год успешно проходит аккредитацию и получает разрешение Министерства образования и науки.
В компетенцию Владимира Астахова входит представлять интересы структуры в государственных управлениях социальной защиты и других административных органов регионов, а также получать и оформлять все документы, необходимые для усыновления в соответствии с российским законодательством.
«Крейшер Жунтс» работает в Москве, Московской области, Пензенской, Нижегородской, Ивановской, Тверской, Омской областях, Забайкальском, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях. Но, несмотря на такую широкую географию, свою технологию общения с прессой компания, видимо, пока не выработала.
Дядя
– Есть ли возможность связаться с Владимиром Петровичем Астаховым? – спросили мы по телефону в приемной «Крейшер Жунтс».
– А вы знаете, что он с нами работает? – после небольшой паузы ответил девичий голос, то ли растерянный, то ли удивленный. – Я передам ему ваш номер.
– Он, кстати, не родственник Павла Астахова?
– Этот вопрос лучше задать самому Владимиру Петровичу.
Корреспондент «Фонтанки» звонка от Владимира Астахова так и не дождался, поэтому пришлось беспокоить его по домашнему номеру. Оказалось, что 72-летний юрист считает, что он гораздо лучше подкован в проблемах детского воспитания, чем его предполагаемый племянник. «Я тут профессионал... Возглавлял систему детских колоний МВД. Многое сделал для гуманизации таких учреждений, – отметил он. – Позиция Павла Алексеевича весьма спорна во многих моментах. Ему нужно быть более объективным и не торопиться делать выводы».
Родственную связь с омбудсменом Астахов-старший однозначно подтверждать не стал: «Я бы не хотел на эту тему разговаривать. Я не утверждаю, что я – родственник. Разве я такое сказал?».
– Но, по нашим сведениям, он ваш племянник, – парировал корреспондент «Фонтанки».
– Я не знаю таких сведений, – отрезал Астахов-старший.
Критически он отнесся и к попыткам назвать его сотрудником «Крейшер Жунтс»: «Я их обслуживаю по договору, решаю юридические проблемы, взаимоотношения между территориальным и Верховным судами. Меня разово привлекают, я там не постоянно работаю». Тем не менее, в приемной компании сообщили, что Владимир Астахов регулярно появляется в офисе.
"Кузен"
Еще один герой этой истории – сын Владимира Астахова Максим – также оказался близок к «Крейшер Жунтс». В 2010 году он представлял интересы испанской организации в Арбитражном суде Москвы.
С Астаховым-младшим, однако, связаться оказалось сложнее, чем с его отцом. Юридическая консультация, которой когда-то владел 45-летний адвокат, уже не существует. Его мобильные номера, оставленные в Адвокатской палате Москвы, давно устарели. Да и дома не застать – уехал в командировку, объясняют родственники.
Омбудсмен
Сам Павел Астахов от связей с представителями «Крейшер Жунтс» отрекся, неофициально назвав их самозванцами. «Дяди у меня вообще нет. Точнее, был один, по материнской линии, но умер еще в 2002 году, – передал чиновник через пресс-службу. – Если Владимир Петрович Астахов называет себя моим родственником, то он непорядочный человек и позорит мою фамилию. Тем более, если использует “родственные связи” в корыстных интересах».
Как подчеркнул Астахов, с неизвестно откуда взявшимися «родственниками» он сталкивается не впервые. «Еще в 2008 году мы с помощью МВД разоблачили одного такого проходимца. Он даже сменил имя и фамилию, чтобы называться по паспорту Павлом Астаховым», – поделился наболевшим омбудсмен.
Деятельность Владимира Астахова уполномоченный по правам ребенка обещал «проверить». «Если подтвердится, что представитель «Крейшер Жунтс» действительно называет себя дядей омбудсмена, будем принимать какие-то меры. Пока не знаем, какие», – добавили в его аппарате.
Евгений Вышенков, Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»