В ближайшие десятилетия в Петербурге может появиться пассажирское железнодорожное полукольцо Ручьи – «Волковская», по которому через каждые 10 минут будут ходить городские электрички. А также пригородные маршруты, которые позволят, например, доехать из Сосново до Павловска без пересадки. Соответствующие планы были включены Минтрансом в проект Транспортной стратегии России до 2030 года.
Транспортная стратегии России до 2030 года – это масштабная схема по развитию автомобильного, общественного и железнодорожного транспорта страны в ближайшие годы. В проект, недавно законченный Минтрансом, попали и предложения по модернизации Петербургского железнодорожного узла. В частности, Москва считает необходимым развивать так называемое «маятниковое» движение электропоездов в пригородных направлениях и приспособить для пассажирских перевозок внутригородские линии.
Как выяснила «Фонтанка», проработкой данных вариантов занимался петербургский «Ленгипротранс», который по заказу РЖД подготовил генеральную схему программы развития железнодорожной инфраструктуры региона. В институте рассказали, что для пассажирских поездов предлагается использовать северное железнодорожное полукольцо. Оно связывает между собой радиальные пути, которые отходят от главных вокзалов и в основном эксплуатируются для грузовых перевозок.
Полукольцо начинается в Парголово и через станцию «Парнас» по однопутной электрифицированной линии выходит к «Девяткино». Здесь линия совмещается с пассажирским участком Приозерского направления и тянется до станции Ручьи. Дальше опять начинается однопутный участок – до Ладожского вокзала. От него, уже по двухпутному, грузовые поезда идут на левый берег через Финляндский железнодорожный мост – к станциям Глухоозерская, «Волковская» и далее в сторону порта.
Как подчеркивают в институте, приспособление полукольца для пассажирских перевозок возможно только в том случае, если его больше не будут использовать для грузовых нужд (мероприятия по достижению этой цели также содержатся в схеме, разработанной «Ленгипротрансом»). В противном случае городскими электричками никто не будет пользоваться: мало кто захочет по полчаса сидеть в вагоне, пропуская бесконечные товарные поезда.
Пассажирский маятник
Учитывая сложность этой задачи, на первом этапе – до 2025 года – институт предлагает использовать полукольцо для организации маятникового движения электричек. Физическим термином «маятник» в железнодорожной сфере принято называть такую систему, при которой электричка или поезд следует не по привычному маршруту «центральный вокзал – пригород», а по маршруту «пригород – городские пути – пригород».
В институте предлагают связать сразу четыре пригородных железнодорожных направления: Приозерское, Ириновское, Московское и Витебское. Сейчас, как известно, поезда уходят в этих направлениях с четырех различных вокзалов – Финляндского, Ладожского, Московского и Витебского. В будущем, если планы Минтранса будут реализованы, пассажир сможет доехать от Сосново до Павловска без пересадки: после Девяткино поезда будут уходить на полукольцо, а за «Волковской» – поворачивать в сторону «Воздухоплавательного парка» и следовать дальше к Царскому Селу.
Как подчеркивают специалисты, организовываться такое движение будет отнюдь не для того, чтобы доставить пассажиров из Сосново до Павловска, так как очевидно, что такой маршрут будет иметь ограниченную востребованность. У маятникового движения иные цели. Благодаря нему пассажиры из пригорода смогут добираться до нужных им районов города, не пересаживаясь в метро.
Допустим, жителю Павловска нужно попасть в Калининский район. Сейчас он доезжает на электричке до Витебского вокзала и садится в метро. При маятниковом движении он сможет следовать на электропоезде до станции Ручьи и там выходить. Кроме того, такой вариант эффективнее с точки зрения экономики железнодорожных перевозок, так как один и тот же поезд выполняет перевозки сразу по двум направлениям.
По городу на электричке
В перспективе, после 2025 года, предусмотрена возможность приспособления северного полукольца и для чисто внутригородских перевозок. Подобные системы городских электричек есть во многих городах мира: в Копенгагене, Киеве, Берлине. В петербургском институте считают, что эффективной будет линия от станции Ручьи и далее до пересечения с Московским проспектом недалеко от станции метро «Электросила». Использовать участок железнодорожного полукольца Парголово – Ручьи в институте считают нецелесообразным, так как здесь уже сейчас проходят две линии метро, и вряд ли кто-то захочет ехать до Парнаса или Девяткино по дуге, если можно проехать в сторону центра или юга напрямую.
Для запуска городской электрички нужно будет существенно модернизировать существующую железнодорожную инфраструктуру. Так, на однопутных участках Ручьи – Дача Долгорукого (Ладожский вокзал) и Глухоозерская – «Волковская» необходимо построить второй путь. Основные остановки будут следующими: Ручьи – Полюстрово – Ладожский вокзал – Малая Охта (в районе путепровода над Дальневосточным проспектом) – Невская застава (пересечение с проспектом Обуховской Обороны) – «Волковская» – Московский проспект (недалеко от метро «Электросила»). Естественно, что там, где сейчас нет платформ, их нужно будет построить.
Чтобы линия была востребованной, электрички должны курсировать с интервалом в 10 минут в часы пик. Оператором линии может быть совместное предприятие РЖД и Смольного – по аналогии с ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», которая сейчас отвечает за пригородные перевозки в нашем регионе. Стоимость строительства линии в «Ленгипротрансе» не оценивали. В качестве подвижного состава институт предлагает использовать современные шестивагонные электрички.
Здесь будет город-сад
Помимо маятникового движения и городских электричек в проект транспортной стратегии Минтранса до 2030 года попал еще целый ряд инфраструктурных объектов нашего региона. Так, строящийся сейчас Западный скоростной диаметр, трасса «Скандинавия» и скоростная дорога Москва – Петербург станут частью транспортного коридора Европа – Западный Китай и Северная Европа – Иран – Индия.
Кроме того, в планах Москвы есть организация скоростного международного автодорожного маршрута «Северная хорда»: Эстония – Петербург – Вологда – Галич – Киров – Глазов – Пермь – Екатеринбург. Для ее запуска потребуется как построить новые дороги и развязки, так и реконструировать существующие. В проект стратегии также попали мероприятия по обновлению дороги на Приозерск и далее к Петрозаводску, а также строительство аэроэкспресса от Пулково до Балтийского вокзала.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»