Путин возвращает смешанную систему выборов - новый законопроект «О выборах депутата ГД» внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. В случае его принятия от Петербурга в Госдуму сможет попасть не только представитель региональной группы депутатов, но и 7 - 8 одномандатников. Впрочем, эксперты почти в один голос заявляют, что либерализация системы лишь видимость, а ее цель - дать возможность сохранить «Единой России» за собой большинство в парламенте.
Последние выборы в нижнюю палату парламента проходили по пропорциональной системе. То есть избиратели голосовали только за понравившуюся партию. На полноправное представительство в Думе рассчитывать могли только организации, набравшие 7% голосов избирателей. Таких оказалось четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Могли рассчитывать на несколько мест в парламенте структуры, за которые бы проголосовало 5 - 7% избирателей (1 мандат, если голоса отдали 5 - 6% избирателей, 2 мандата - если галочку за структуру поставили 6 - 7% избирателей), но таких не оказалось.
Кресла между прошедшими в состав Думы партийцами распределялись согласно спискам кандидатов, которые составляла сама партия, — чем выше человек в них, тем больше шансов получить мандат. Первые десять — общефедеральный список депутатов, не привязанный к отдельным регионам, следом шли региональные группы — до десяти кандидатов от субъекта. Между ними голоса уже распределяются путем договоренностей внутри партии, однако большинство мандатов получили люди, возглавлявшие региональные группы на выборах ГД.
В целом новый законопроект либерализует систему избрания народных представителей. Предполагается возвращение к смешанной системе — в Госдуму будут избирать по 225 представителей партий и 225 одномандатников, порог прохождения политической организации в нижнюю палату парламента снизили с 7 до 5%. Кроме того, партийцев освободили от обязанности собирать подписи, а кандидатами от одномандатных округов могут стать самовыдвиженцы. Им необходимо будет собрать не менее 0,5% подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного округа.
Территория ИО будет формироваться путем деления общего числа избирателей России на количество одномандатных округов — то есть 108 млн избирателей на 225 мест в парламенте. Таким образом, округ будет включать в себя примерно 480 тысяч человек. То есть кандидату-самовыдвиженцу придется собрать всего 2400 голосов, чтобы принять участие в выборах. Субъекты Российской Федерации, в которых будет проживать меньше народа, все равно будут признаваться одним избирательным округом. А вот в Петербурге, исходя из данной нормы закона, может появиться 7 - 8 одномандатных округов (до отказа от мажоритарной системы в Петербурге было 8 округов).
225 представителей от политических структур будут избираться по общефедеральному и региональному спискам. В общефедеральном списке партии не может быть более 10 человек, но именно между ними будут распределяться мандаты в первую очередь. Впрочем, он не обязателен - политическое объединение сможет выставить на выборах только региональные группы кандидатов и одномандатников. При этом региональный список должен состоять из 35 групп кандидатов, каждая из которых будет баллотироваться по определенному субъекту РФ. Всего партия должна будет выставить на выборы от 200 до 300 кандидатов, часть из которых может не состоять в ней, но не более 50%.
Что касается денег на выборы, то впервые закон установил верхнюю планку для трат на избирательные кампании. Так, избирательный фонд партии не может превышать 700 млн рублей, регионального отделения - от 15 до 100 млн. А вот одномандатники не смогут потратить на предвыборную кампанию больше 15 млн рублей.
Эксперты практически единогласно критично оценили возвращение к мажоритарной системе. Как замечает политолог Александр Конфисахор, несмотря на то, что формально проект закона делает избирательную систему более либеральной, он прежде всего выгоден «Единой России»: «Они будут своих удачных кандидатов, лидеров мнений, тех, кто является действующим депутатом, или тех, кто готов с ними сотрудничать, выдвигать по одномандатным округам, так как у них есть шанс победить. А кандидаты, у которых меньше шансов, будут проходить по списку партии».
Особо стоит отметить, что претенденты на депутатское кресло, баллотирующиеся по спискам партий, могут выставлять свою кандидатуру по одномандатному округу. Эта норма позволяет популярным кандидатам служить "паровозами" для своих списков: пройдя в Госдуму по одномандатному округу, место в списке они уступают малоизвестным соратникам из хвоста списка.
Солидарен с ним и депутат ЗакСа Максим Резник, полагающий, что «мажоритарная система хороша в лабораторных условиях, когда честно считают». «Сейчас власти выгодна мажоритарная система, потому что всегда будет некоторое число ее сторонников», - замечает он. При этом он замечает, что в одномандатных округах голоса оппозиционно настроенных избирателей будут распределяться между длинным списком кандидатов из партий и самовыдвиженцев, в то время как количество сторонников власти постоянно.
А вот глава фракции эсеров в ЗакСе Алексей Ковалев поясняет, что всегда был сторонником плана Путина по преобразованию политической системы — ему самому нравится идея крупных партий, которые представляют весь политический спектр страны. «Мы возвращаемся обратно в 90-е, и как бы мы ни меняли систему, в большинстве своем пройдет во власть номенклатура. Будут одномандатники, которые станут покупать места», - делится он своими соображениями с «Фонтанкой».
Идею о том, что на одномандатном округе победят деньги, а не личность, поддерживает и глава заксовской фракции ЛДПР Максим Яковлев. «А у кого больше денег в нашей стране? У криминала, не очень честного бизнеса и у людей, имеющих административный ресурс», - намекает он. Его партия уже давно приняла решение, что не поддержит «возвращение в прошлое», потому что «уже проходили одномандатную систему».
Примечательно, что против закона высказались и члены непарламентских партий. Так, сопредседатель петербургского отделения РПР-Парнас Константин Ершов так же, как и остальные эксперты, считает, что «Единая Россия» просто пытается сохранить большинство в парламенте за счет одномандатников. Однако парнасовец полагает, что мажоритарная система позволит появиться новым лидерам мнений. Впрочем, он опасается, что новые люди в политике не смогут собрать необходимое количество подписей для регистрации в качестве кандидата. «Мы собирали 2,5 тысячи подписей, когда еще были одномандатные округа. Однако сейчас люди стали более подозрительными, не каждый согласится подписаться за кандидата, оставив свои паспортные данные. Поэтому эта деятельность станет сложнее. Не исключено, что собрать подписи смогут только кандидаты с серьезным материальным ресурсом», - замечает он.
Поддержал проект только спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров, заявивший, что "новый закон позволит расширить представительство Петербурга в нижней палате российского парламента». «Сейчас у нас в Думе Петербург представляют всего 12 человек. По новому закону мы будем иметь как минимум 8 представителей только по одномандатным округам и примерно столько же по партийным спискам. Это откроет новые возможности для города и позволит лучше отстаивать интересы петербуржцев на федеральном уровне», - отметил он.
Интересно, что законопроект никак не урегулировал наболевшие вопросы избирательной системы. Так, президент не стал возвращать графу «против всех», а также не стал регулировать минимальную явку на выборах, которая была отменена в 2005 году. По мнению главы фракции «Справедливая Россия» Алексея Ковалева, отсутствие графы - серьезное упущение в законе, которое может привести к «абсурду». «Голоса тех, кто не хочет голосовать ни за одну партию, будут отданы победителям», - сетует он.
Кроме того, масса вопросов возникает из-за того, что законопроект не разрешил избирательные блоки — объединения партий на выборах с целью прохождения в парламент. Большего всего этого положения ждали малые партии, которые были недавно образованы, после демократизации законодательства о партиях. Объединения давали им шанс на попадание в VII созыв Госдумы. Именно поэтому ряд политиков не удивились, не обнаружив соответствующего положения в законопроекте. Так, политик Владимир Рыжков заявил «Коммерсанту», что "если разрешить блоки, то новая влиятельная сила может появиться и на левом фланге, и на либеральном, и среди националистов". "Это все звенья одной цепи. К следующим большим выборам может появиться уже 200 партий. И без блоков все новые маленькие партии просто будут теряться», - замечает Ершов.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"