В условиях, когда управляющие компании практически не регулируют температуру подаваемого в дома тепла, энергетики не просто зарабатывают на горожанах - берут лишнее. Об этом красноречиво свидетельствуют данные счетчиков, установленных в 400 жилых зданиях Петербурга: в январе ресурсоснабжающие организации поставили на четверть больше гигакалорий, нежели в декабре. Хотя январь был теплее декабря на два градуса, и все должно быть наоборот. Чиновники признают: "перетоп" - одна из причин роста цифр в квитанции в феврале.
Счетчики разоблачили перетоп
«На улице близкая к нулю температура, а батареи такие горячие, будто речь идет о крещенских морозах. В итоге приходится открывать форточки, и драгоценное тепло уходит на улицу». «Фонтанка» регулярно получает письма от читателей с подобными жалобами, однако все обращения к энергетикам за разъяснениями заканчивались одним и тем же ответом: «Мы регулируем температуру теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Пусть обращаются с вопросами к своей управляющей компании».
Возразить на это нашему изданию было нечего, так как в конце концов понятие «жарко» носит субъективный характер, а ходить по квартирам с градусниками весьма проблематично. Однако все изменилось этой осенью: в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, мы должны платить за отопление в соответствии с фактическим потреблением за предыдущий месяц. Раньше, даже если в доме есть общий узел учета, мы вносили деньги равными долями в течение всего года – в соответствии с нормативом.
Теперь управляющие компании должны в конце каждого месяца снимать показания со счетчиков тепловой энергии, на основании которых гражданам и выставляются счета на отопление и горячую воду. Благодаря этому можно проследить динамику потребления тепла, которая, как утверждают сами энергетики, находится в прямой взаимосвязи со средней температурой наружного воздуха: если месяц был холодным, то и тепла должно быть потреблено больше, а если теплым – то наоборот.
Счетчики краснеют, но не врут
Однако, как выяснилось, в Петербурге этот физический закон не действует: об этом свидетельствует статистика счетчиков по 400 домам в различных районах города, которая оказалась в распоряжении «Фонтанки». Например, дом 34 по улице Стойкости: в холодном декабре его жителей согрели 188 гигакалорий, а в более теплом январе для этих целей потребовалось уже 277 Гкал. Еще более аномальный рост – в доме 47 по улице Лени Голикова: декабрь – 179 Гкал, январь – 489! Подчеркнем: указанные гигакалории пошли как на отопление, так и на снабжение населения горячей водой.
Приведем еще пару примеров:
1. Дачный проспект, д. 29, к. 2: декабрь – 42,09; январь – 71,47;
2. проспект Ветеранов, 67/2: декабрь - 128, 9, январь – 187,24;
3. Костюшко, 74: декабрь – 196, январь – 281;
4. Краснопутиловская, 121: декабрь – 590, январь – 716.
Тепловую энергию в вышеперечисленные дома подает ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга», которая на 25% принадлежит администрации Петербурга, а на 75% – «Газпрому» в лице «ТГК-1». Впрочем, аналогичная тенденция наблюдается и в домах, обслуживаемых смольнинским ГУП «ТЭК». Хотя там рост не такой серьезный. Например, в доме по улице Пилотов, 26, корп.1, в декабре счетчик показал 166 Гкал, а в январе – 199. По адресу: Пулковское шоссе, 11, корп. 2, рост составил около 50 Гкал (декабрь – 336, январь – 383). Есть данные по увеличению показаний и в Колпино, где в одном из домов разница получилась 25 Гкал (декабрь – 137, январь – 162).
Как рассказал «Фонтанке» главный синоптик Петербурга Александр Колесов, средняя температура в декабре составила минус 8 °С, в январе – минус 6,1. При этом в декабре с 14-го числа по 25-е был продолжительный период с аномально низкой температурой – от 15 до 18 °С. В январе такого периода не было, хотя однажды столбик термометра опустился до 22 °С. Хотя в Гидрометцентре делают важную оговорку: основная станция, на основании которой делается прогноз и анализируется текущая ситуация, расположена в центре. Однако зачастую температура в разных частях города отличается.
В теории красиво, в реальности жарко
В теории температуру теплоносителя – до того, как он поступит в квартиры горожан, – можно регулировать дважды, по мере необходимости. Сначала энергетики корректируют ее на котельной в зависимости от того, «ноль» сейчас на улице или же «минус 10». А затем жилищники – сотрудники управляющих компаний или управдомы ТСЖ – уже на входе в дом: для этого им нужно повернуть задвижку на узле учета, ограничив тем самым объем поступающего ресурса. При этом существуют также автоматические индивидуальные тепловые пункты (АИТП), которые самостоятельно анализируют температуру снаружи и внутри дома, а затем, без участия человека, ограничивают или, наоборот, увеличивают подачу тепловой энергии.
Однако в реальности основной способ регулировки – первый, на источнике теплоносителя. Во-первых, в настоящее время счетчиками тепла оборудованы около 16 тысяч петербургских домов, а всего в городе 22 тысячи жилых домов. Во-вторых, как рассказали в жилищном комитете, оборудованием для изменения объема ресурса оснащены только 3 тысячи приборов учета. Что касается АИТП, то их всего 664 штуки – в основном это новые дома, которые проектируются с подобными тепловыми пунктами.
Но и это еще не все. В основном петербургские дома обслуживаются государственными жилкомсервисами, в чьем ведении находятся огромные кварталы. Оперативно реагировать на изменения погоды в таких условиях сложно, так как сотрудники таких больших управляющих компаний физически не могут обходить все дома по несколько раз в неделю. В этом отношении выгодно выделяются ТСЖ, которые объединяют максимум два-три здания: там, как правило, проблемы перетопа не наблюдается. По статистике, из 22 тысяч жилых зданий ТСЖ образованы в 18,5%.
Греем плавно
Как рассказали «Фонтанке» в «Теплосети», существует таблица соответствия температуры наружного воздуха и температуры теплоносителя, которая согласовывается с профильным комитетом по энергетике. Данные по температуре горячей воды подаются на ТЭЦ каждые сутки, и теплоисточники поддерживают ее до получения следующего задания. При этом, как говорят в компании, для расчета задания используются не только текущие показания градусника наружного воздуха, но и прогноз Гидрометцентра на ближайшие три дня. Однако там подчеркивают: температура теплоносителя изменяется не сразу, а плавно, так как резкие изменения могут нанести вред всей системе.
О невозможности резко менять температуру подаваемой тепловой энергии говорят и в ГУП «ТЭК», отмечая, что в течение суток можно увеличить или уменьшить ее не больше, чем на 2 - 3 градуса. Кроме того, для небольших котельных, находящихся на окраине или в пригороде, предприятие дает более высокое тепловое задание, так как там обычно холоднее, нежели в центре города. «Так, в январе 2013 г. средняя температура наружного воздуха составила -6,13 градуса, а заданная и принятая в расчетах теплоотпуска для районных и квартальных котельных в среднем по месяцу -6,34 градуса, а для групповых котельных – -9,01 градуса», – уточняют в ГУП «ТЭК».
Наконец, энергетики указывает на тот факт, что от одной котельной запитаны разные типы зданий, с разной степенью энергоэффективности: в «хрущевке» теплопотери больше, в новом доме – минимальны. Поэтому при расчете заданной температуры в котельных учитывают особенности всей зоны теплоснабжения.
Что касается конкретных примеров увеличения потребления, то, например, в «Теплосети» рост показаний счетчиков в ряде домов в Кировском районе объяснили следующим образом: по данным абонентской службы «Теплосети», в зданиях на Голикова, Стойкости и Стачек произошла разбалансировка внутридомовых систем отопления. То есть, говоря простым языком, жильцы установили себе новые большие батареи или системы "теплый пол". За счет этого, мол, увеличился расход, что и нашло отражение в показаниях счетчиков. От редакции: судя по всему, жители сделали это массово, не сговариваясь и в новогоднюю ночь.
Подведем итог: формально отвечать за температуру в домах и квартирах должны сами жители и выбираемые ими управляющие компании. Однако в реальности - в силу большого числа причин - они этого не делают, чем и пользуются энергетики, подавая больше тепла, нежели требуется при текущей температуре. И безусловно, здесь есть повод для прокурорской проверки.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»