Вечером 14 марта блогер Митя Алешковский и два известных ЛГБТ-активиста не слишком удачно посетили аэропорт Пулково. После шума на весь аэропорт и бури в социальных сетях, они оставились ночевать в пулковском ЛОВД. А на следующее утро оценку действиям активистов и полиции дал суд - блогеры невиновны. В правоохранительных органах считают, что судья поспешила вынося решение.
Четверг, 14 марта в Петербурге стал днем насыщенным различными событиями, так или иначе связанными с ЛГБТ-тематикой. Во-первых, это был второй день визита британского писателя, актера и режиссера Стивена Фрая в Петербург. Он приезжал в Северную столицу, чтобы отснять здесь часть документального фильма для BBC, посвященного проблемам представителей нетрадиционных ориентаций. Утром драматург брал интервью у автора закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, а уже вечером сам депутат-антигей отвечал на вопросы общественности в основном той же тематики.
Этим же вечером провожать Фрая в аэропорт Пулково поехал ЛГБТ-активист Юрий Гавриков, параллельно в сторону местного терминала выехали блогер Дмитрий Алешковский и его коллега Сергей Губанов. Последние приезжали в Петербург фотографировать ЛГБТ-активистов для собственного проекта. Не поймав в Пулково-2 Фрая, активист движения "Равноправие" Юрий Гавриков отправился в сторону внутреннего аэропорта, чтобы встретиться там с Алешковским и Губановым и записать с ними интервью. Однако запись получилась не слишком долгий. Сотрудники транспортной полиции, патрулировавшие здание аэровокзала, довольно быстро попросили активистов прекратить съемку.
"Я снимал везде. И в Чкаловском аэропорту, а он же военный, и в других городах. Никогда не возникало проблем, я знаю, как и где можно снимать. Любительская съемка тем более разрешена, более того, мы снимали в зале ожидания"- заявил "Фонтанке" блогер-фотограф Алешковский.
Съемку молодые люди не прекратили, после чего были вызваны дополнительные силы полиции, которые доставили блогера и двоих ЛГБТ-активистов в пулковское ЛОВД. "Мы говорили им о законе о полиции и о том, что они первые должны представиться. Просили назвать ориентировки, под которые подходим, отчего мы должны были показать документы. Однако в ответ нам только грубили", - хором утверждают вызвавшие бурю возмущения в социальных сетях блогеры.
Активисты рассказывают ужасы о обращении с ними полицейских. У самих правоохранительных органов другое видение ситуации. Изучив рапорты, приложенных к судебным делам, молодые люди узнали, что угрожали расправиться с ОМОНом, незаконно действовали с целью провокации на грубость, ругались. Сам Алешковский признает только, что с его стороны прозвучало в отношении полицейского "не ведите себя, как дурак", однако он уверен, что это не является ни руганью, ни оскорблением. Так или иначе, на активистов составили административные протоколы по статье 19.3.
В ночи к ним пытались прорваться адвокаты, однако это получилось сделать лишь спустя несколько часов. "Нам объяснили, что проводятся литерные мероприятия по обеспечению мер безопасности перед визитом первого лица",- пояснил Юрий Гавриков.
Поздним утром, пропустив нужные кортежи прилетивших в город первых лиц России и Белоруссии, молодых людей повезли в суд, где на тот момент уже ждали репортеры и адвокаты. Ждать заседания пришлось более трех часов, однако, к разочарованию журналистов, его сделали закрытым, как пояснила помощница судьи Евы Гюнтер, такое определение было вынесено в связи с тем, что Пулково - режимный объект.
Спустя 4 часа ожидания по делу Мити Алешковского вынесли определение о переносе его по месту жительства, то есть в Москву, тоже самое решили и в отношении его коллеги - Сергея Губанова.
Суд же над петербургским активистом Юрием Гавриковым длился несколько часов. После многочасового ожидания судья-таки вознаградила Гаврикова за терпение и признала его невиновным. "Более того, она признала нарушения в действиях полицейских, и по задержанию, и по составлению протоколу", - утверждает активист.
Однако, как "Фонтанке" прокомментировали в транспортной полиции, "гражданам были сделаны замечания, а после того, как они не отреагировали, их задержали согласно существующим приказам. А именно - приказу Минтранса "Об утверждении авиационных правил и требований к аэропортам". Если точно, то пункт 16. Этот приказ действует уже три года после известного теракта в Домодедово. Смысл его в том, что после того, граждане проходят через досмотр при входе в аэропорт, они попадают на контролируемую зону, а здесь полицией может быть запрещена видеозапись. На наш взгляд судья не обратила на это внимание. Скорее всего, в своей практике она сталкивается с этим впервые".
Другой полицейский в разговоре с корреспондентом нашего издания предположил, что если раньше в судах всегда была права полиция, то сегодня начинается перегиб в обратную сторону. Полиция всегда не права.
За судебным процессом ЛГБТ-защитников следили и из Москвы, и из Петербурга, и даже из Сомали. Оттуда писал в твиттер другой блогер и фотограф Илья Варламов. "Никаких законных оснований запрещать съемку в аэропорту нет", - строчил Варламов, которого в тот момент самого задерживали в аэропорту Могадишо. Пожелал свободы Алешковскому Навальный, высказался о том же адвокат Pussy Riot Николай Полозов : "История с Алешковским еще раз подтверждает, что Пулково отвратнейшее место. Удовлетворили ходатайство о переносе рассмотрения дела по месту жительства Алешковского. Уже что-то.. ".
Сейчас активисты гуляют по Петербургу, в котором из-за суда им пришлось остаться более, чем на сутки, и думают о том, где бы еще записать интервью.
Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"