Представителям некоммерческих организаций Петербурга 21 марта пришлось поволноваться — прокуратура нагрянула сразу в несколько НКО с проверкой. Волновало представителей закона практически все — от устава организаций до состояния пожарной безопасности. Примечательно, что все проверенные организации находились в одном здании.
Еще в понедельник сотрудники прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС пришли в офис экологической группы «Беллоны», наделав массу шума. Волновала нежданных посетителей, как утверждают сами общественники, возможная экстремистская подоплека деятельности экологов. По словам исполнительного директора «Белонны» Николая Рыбакова, первичный осмотр никаких признаков наличия запрещенных материалов не выявил. Впрочем, большую часть документов сотрудники отнесут проверяющим завтра. «Вот сидим и копируем. Там документы за три года. Интересует прокуратуру все — уставные материалы, кадровые, бухгалтерия, документы по нашим проектам», - рассказал он «Фонтанке».
Несмотря на отсутствие на первый взгляд экстремизма, нарушение все же нашли — у сотрудников «Беллоны» не оказалось флюорографии. «Будем теперь всех направлять на флюорограмму», - заявил Рыбаков.
21 марта сотрудники заявились еще в несколько некоммерческих организаций, среди которых были в том числе «Гражданский контроль», ЛГБТ-движения «Выход» и фестиваль «Бок о Бок», а также, по информации «Фонтанки», Центр поддержки некоммерческих организаций. В последнем комментировать информацию категорически отказались, даже не подтвердив, что проверка ведется. В других организациях рассказывают, что пришедшие хотели получить полный пакет информации о деятельности организаций — если не сегодня, то до 26 марта.
К двум организациям, представляющим ЛГБТ-движение, пришел одинаковый состав «мобильных групп» - по одному представителю от прокуратуры, Минюста и МВД. Как сообщила директор фестиваля «Бок о Бок» Гуля Султанова, к ним в офис правоохранители постучались в одиннадцать утра. Проверку они проводили на основании приказа прокуратуры, к которому был прикреплен список документов, которые правозащитники и волонтеры должны будут предоставлять проверяющим органам.
«Там список был расположен в алфавитном порядке от «А» до «Ц». Представляете сколько документов надо предоставить?» - возмущается она. Представители фестиваля до 26 марта должны будут собрать пакеты отчетной, бухгалтерской, аудио-, видеоинформации, все скомпоновать и предоставить в копиях и с печатями.
Мобильная группа побывала и в офисе организации «Выход». На пороге структуры она появилась еще до 12.00, рассказала «Фонтанке» пресс-секретарь Ольга Ленкова, и на момент опубликования материала она его так и не покинула. Там показали аналогичный список, который волонтерам придется предоставить.
Побывали сотрудники прокуратуры и в организации «Гражданский контроль». По словам заместителя председателя НКО Юрия Вдовина, мобильная группа, которая проверяла его организацию, состояла из представителя прокуратуры, сотрудника пожарной инспекции, налоговой, а также работника Управления «К» МВД (отделения, занимающегося киберпреступностью).
«Нас попросили предоставить список не от «А» до «Ц», а от «А» до «С», - отметил Вдовин, рассказывая о требовании прокуратуры предоставить материалы. Помимо документов сотрудники также ознакомились и с литературой, выпускаемой центром. Ничего крамольного не нашли.
Правозащитная организация, как отметил Вдовин, уже написала жалобу в прокуратуру в связи с нарушением законодательства при проведении плановой проверки. Так, юрист организации обращает внимание на то, что по закону проверку НКО можно проводить только в случае, если в правоохранительные органы поступил сигнал о факте возможного правонарушения со стороны правозащитной структуры.
«Они говорят, что были якобы какие-то заявления о нарушения налогового законодательства. Какие сигналы, если год назад мы проходили проверку и никаких нарушений выявлено не было?» - поясняет Вдовин.
А вот сотрудники Института развития свободы информации, расположенного в том же здании, осмотреть помещение прокуратуре не дали. Как пояснила «Фонтанке» юрист организации Дарья Сухих, правозащитники запустили правоохранителей в специальное помещение, но не разрешили пройти дальше в офис. «У нас возникли сомнения в основаниях деятельности прокуратуры, так как ведомство может проводить проверку только по факту обращения о совершении преступления, - отметила она. - Кроме того, то, что представители прокуратуры попытались сделать (пройти в помещение и поговорить с сотрудниками. — Прим. «Фонтанки.ру»), очень походило на осмотр помещения, который регулируется УПК России.
По словам Сухих, гости также хотели сразу получить как можно больше документов о деятельности НКО, но и на эту просьбу институт ответил отказом, заявив, что у них есть время до 26 марта. А 26 марта они принесут все документы вместе.
Юрий Вдовин уже назвал проверки попыткой давления на правозащитников: «Власть пытается всеми силами устранить все независимые правозащитные организации, чтобы на их месте поставить подконтрольные НКО»
Отметим, что 19 марта стало известно, что в городе началась массовая проверка некоммерческих организаций. Всего их в Петербурге насчитывается порядка 5 тысяч, проверять придут выборочно, как к общественникам, так и к религиозным организациям. Проверят по линии пожарной безопасности, борьбы с экстремизмом и по ряду других показателей. Скорее всего, это потребует около месяца.
Скорее всего, всплеск интереса к НКО в Петербурге со стороны ведомств связан с массовыми проверками независимых коммерческих организаций по всей России. Правозащитники даже собрали экстренное заседание постоянной комиссии по развитию НКО, где сообщили, что проверки прошли в 13 регионах. В свою очередь Генпрокуратура еще в начале недели объяснила такой всплеск активности. "В рамках данного мероприятия предусмотрена в том числе проверка соблюдения законности в деятельности некоммерческих организаций, финансируемых из зарубежных источников", - сообщили в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что проверка идет по плану работы Генпрокуратуры на первое полугодие 2013 г.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"