Неожиданного визита из космоса можно ждать буквально в любой момент: как не смогли своевременно заметить челябинский метеорит. И, если развитые страны уже далеко продвинулись в деле астероидно-метеоритной безопасности, то российская наука находится в упадке, подпитываемая по большей части популистскими заявлениями чиновников, годами только обещающих финансирование.
После внезапной космической атаки в Челябинске в феврале 2013 года ученые продолжают отвечать на вопросы общества, почему никто не был предупрежден, и насколько способна наука предсказать подобные явления впредь. Апокалиптические новости с Урала утром 15 февраля заставили всю планету заговорить о внеземном вторжении и конце света. Впрочем, ограничились выбитыми стеклами и несколькими десятками пострадавших от осколков. Эксперты в области астрономии называют этот случай показательным: во-первых, интерес представляет сам космический пришелец, во-вторых, в очередной раз стали очевидными недоработки по части защиты, в-третьих, большое количество пострадавших говорит о том, что население за последние 20 лет забыло основы гражданской обороны.
«Если бы я увидел вспышку, я бы открыл окна и лег бы под стенку», - поделился с журналистами директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов в ходе круглого стола в ИТАР-ТАСС, посвященного вопросам кометно-астероидной опасности. От момента прохождения челябинского болида до прихода ударной волны прошло 2-3 минуты. Его коллеги оказались все-таки более любознательны в бытовом смысле и признались, что, будь они обывателями, тоже поприлипали бы к окнам.
Неготовность же ответственных служб к внеземному вторжению заведующий лабораторией малых тел Солнечной системы Юрий Медведев объясняет тем, что объект, вошедший в атмосферу, летел со стороны Солнца и был слишком мал, чтобы его заметить заблаговременно. Таких «пришельцев» сегодня в принципе предсказать сложно. Однако первые попытки уже предпринимаются. Положительным примером оперативной координации специалистов со всего мира астрофизики называют точные расчеты падения метеорита 2008TC3, который встретился с Землей 7 октября 2008 года. Пятиметровое небесное тело засекли за 19 часов до падения, просчитали траекторию и с впечатляющей точностью указали место столкновения с поверхностью в пустыне в Саудовской Аравии. Именно там впоследствии и нашли фрагменты «пришельца».
При этом, как подчеркнули астрономы, треть работы была проделана российскими учеными. Хотя, действительно, первые данные пришли от американской обсерватории Маунт-Леммон с телескопа «Каталина». К слову, засекла тогда небесное тело и американская система противоракетной обороны. США данными поделились. В итоге спецслужбы всего мира, в том числе и России, обзавелись характеристиками ПРО Штатов. Больше желания делиться у американцев не возникало.
После общения с учеными создается двоякое впечатление. С одной стороны, они говорят, что взаимодействие с иностранными коллегами налажено, и если вдруг возникнет серьезная опасность, спасать планету договорились сообща. Однако в фундаментальных исследованиях каждый оказался сам за себя. Лучшие обсерватории после распада СССР оказались за границей - на настоящий момент у России нет ни одного спутника для слежения за астероидами и кометами. В это время японцы и американцы уже предпринимают попытки бомбардировки небольших объектов.
«В международное сотрудничество бедных не берут», - с сожалением отмечают эксперты, говоря, в частности, о том, почему Россия не вошла в программу Европейской обсерватории. Надо было прийти с готовыми решениями и вложениями. Деньги, впрочем, обещают. При РАН создана рабочая группа по кометно-астероидной опасности, в чьи задачи входит координация между всеми заинтересованными сторонами. Группа, по словам заместителя директора Главной (Пулковской) обсерватории Александра Девяткина, работает, только финансирование до сих пор не выделено. Потребности можно прогнозировать: 8 пунктов наблюдения (должны быть расположены не только на территории России), 8-10 телескопов, что обойдется более чем в 100 миллионов рублей, спутники. Однако это капля в море — в идеале необходимо более 50 миллиардов рублей на ближайшее десятилетие, такой порядок сумм ранее заявляла заведующая отделом Института астрономии РАН Лидия Рыхлова. Руководство страны в лице вице-премьера Рогозина полагает, что это несколько накладно.
Ученые надеются, что выступавшие сразу после 15 февраля чиновники не ограничатся популизмом, и вопрос с финансированием сдвинется с мертвой точки. Оптимизм внушают заверения главы Роскосмоса Владимира Поповкина, который 12 марта сообщил, что его ведомство совместно с Министерством обороны и Российской академией наук создадут единый центр по предупреждению и отражению космических угроз.
Отметим, что астероидно-кометная опасность уже давно волнует ученых мужей. Так, еще в 2010 году гендиректор ФГУП ЦНИИмаш Геннадий Райкунов выступил с докладом, в котором отметил, что научно-исследовательские работы ведутся многими странами мира уже несколько лет. Причем флагманом выступают США, где реализуется программа «Космическая стража-2», перед которой стоит задача в течение 20 лет обнаружить все опасные небесные тела размером не менее 140 метров.
Россия в этом плане заметно отстает, на 2010 год существовали только предложения по постройке космических комплексов наблюдения за объектами, сближающимися с Землёй. То есть космических астероидных разведчиков нет, но есть большая потребность в их создании. Среди ученых-исследователей, занимающихся проблемой, такие предприятия, как КБ имени Макеева, ЦНИИ «Комета», Институт солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН, ФГУП «НПО имени С.А.Лавочкина».
Конструкторское бюро имени академика Макеева, в частности, разработало свою концепцию системы защиты Земли от астероидно-кометной опасности. В нее входит универсальный космический аппарат-разведчик «КАИССА» для оперативного уточнения траектории и изучения структуры небесного тела, а также создание ударного космического аппарата «КАПКАН» для непосредственного воздействия на астероид или комету, чтобы не допустить их столкновения с Землей. Различными группами специалистов также разработаны еще варианты того, как уберечь человечество от катастрофы.
Помимо денег, отечественной науке не хватает еще и кадров. Кафедры астрономии ежегодно набирают по 3-4 человека, в итоге в профессии почти никто не остается. Создание специальных подразделений на базе ЛЭТИ и Политеха, как уточнил директор Института прикладной астрономии РАН Александр Ипатов, уже имеет КПД 20-30%. Показатель не так велик, но выступает залогом того, что в науке будет молодежь. Нынешнее поколение должно вырастить тех, кому придется столкнуться с реальной угрозой, но сегодняшние подростки полагают, что, случись непредвиденное, спасет супергерой. «На всех Брюсов Уиллисов не напасешься», - иронизирует первый заместитель гимназии №56 Сергей Данилов.
Точных прогнозов об ожидающих человечество угрозах, ученые предусмотрительно не дают, ссылаясь на то, что все расчеты весьма относительны. Если исходить из современных знаний, то тенденция известна: астероид, сравнимый с Тунгусским метеоритом, упавшим в тайге в 1908 году, попадает на Землю плюс-минус раз в сто лет. Наибольший интерес в этом плане представляет небезызвестный Апофис. Его рассмотрели в 2004 году. Изначально говорили о неминуемом столкновении в 2029 году, но сейчас полагают, что он пройдет на расстоянии в 36 тысяч километров. Следующую дату «апокалипсиса» назначили на 2036 год, не исключено, что опасное сближение изменит орбиту вращения, однако и это мнение — не более чем гипотеза. И на сегодняшний день вновь полагают, что обойдется без контакта.
Консолидированные исследования и мониторинг привели к тому, что астрономы постоянно следят за почти 10 тысячами потенциально опасных астероидов в ближнем космосе. Астрофизики уверяют, что все под контролем, и реальной угрозы, которая бы привела к глобальным и необратимым последствиям, в настоящий момент они не несут. Погрешность остается на внезапные переходы на более опасные орбиты, а также те тела, которые двигаются со стороны Солнца. Однако и эту проблему можно решить выведением на околоземную орбиту комплекса телескопов.
Кроме того, у Земли есть еще один - естественный — защитник: крупные планеты на окраине Солнечной системы. К примеру, Юпитер способен притянуть в свой пояс большое количество «космических странников». Но расслабляться не стоит, предупреждает вице-президент Астрономо-геодезического объединения России Сергей Смирнов. В разговорах об астероидах забывают другие опасности: космический мусор (примерно 10 тонн его ежедневно в попадает атмосферу), солнечную активность, имеющую непосредственное воздействие на нашу планету, космическую погоду и галактический ветер.
Отметим, что о нешуточности озвучиваемой учеными проблемы говорит еще и тот факт, что летом 2012 года в Петербурге прошел съезд высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, на котором спецслужбы 59 стран мира и две делегации ООН в атмосфере строгой секретности обсудили астероидно-кометную опасность. Отвечая на вопрос журналистов, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил о реальности угрозы и необходимости консолидированной подготовки.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»