Идея появления у Петербурга города-спутника Южный еще на шаг приблизилась к своей реализации. 28 марта в Пушкинском районе прошли общественные слушания: они уже в мае позволят внести требующиеся для масштабного строительства поправки в Генплан. Местные жители усомнились в необходимости проекта, который может привести к транспортным проблемам и вырубке Кондакопшинского леса. Девелопер обещает ответить им скоростным трамваем и рекордным количеством больниц и школ.
28 марта в актовом зале пушкинской районной администрации собралось около 200 человек. Пожилые женщины в вязаных шапочках, мужчины в возрасте и при галстуках, промелированные девушки пришли послушать о судьбе города-спутника Южный, проектируемого на юго-западе от Царского Села.
Поправки в Генеральный план, запускающие строительство амбициозного проекта, представлял гендиректор научно-исследовательского и проектного центра Генплана Юрий Бакей. Он напомнил, что компания-инвестор – ООО «УК СТАРТ Девелопмент» – собирается возвести более 4 млн кв. м жилья на 1910 гектарах площади. «Население составит 134 тысячи человек, в первую очередь заселятся порядка 29 тысяч, – отметил он. – Территория достаточно специфическая, с такой сталкиваемся впервые. Сегодня мы видим проект, который развивается на границе города и влияет на процессы, происходящие в области».
novostroy-spb.ru
Как считает Бакей, «никакой нагрузки ни на Пушкин, ни на прилегающие территории спутник не создаст»: в рамках проекта будет возведено 37 детсадов, 16 школ, 8 поликлиник, промзона на 21 тысячу рабочих мест. Проблему электроснабжения решит строительство четырех новых подстанций, канализационные сооружения по соглашению с соседним регионом разместят в Ленобласти. Не пострадают от проекта и три памятника культуры, расположенные в границах Южного, – Орловский и Таицкий водоводы, мемориальные воинские захоронения. «Все они в планируемых структурах лежат в зонах зеленого насаждения, – подчеркнул гендиректор НИПЦ. – Срок реализации проекта – до 2028 года. Однако, по нашей практике, подобные инициативы требуют гораздо большего времени. Опыт Европы говорит о 25 – 30 годах, необходимых для развития».
Жителей Пушкина доклад руководителя НИПЦ, впрочем, не удовлетворил. Начался раунд вопросов-ответов, длившийся больше часа. Главная дилемма, которую не могли разрешить пушкинцы, заключалась в том, зачем вообще нужен город-спутник и кто в нем будет жить. «Для кого этот город? Я волнуюсь, потому что наш Петербург уже и так таджикистеет и узбекистеет», – переживала представившаяся Натальей Анненковой. Представитель правления «Экологической вахты» по Петербургу Игорь Агафонов заявлял, что масштабная застройка непропорционально увеличит нагрузку на парки Царского Села. «Чем вызвана необходимость заселять именно 130 тысяч человек, а не 20, не 30, не 40?» - недоумевал он.
Юрий Бакей отвечал на вопросы методично, спокойно покачивая головой и разъясняя, как ему казалось, элементарные вещи: «Петербург растет. Мы взяли планку в 5 миллионов жителей. Город, как минимум, должен строить 2,4 млн кв. м жилья. Это нужно, в том числе, для расселения ветхих домов, коммуналок...» На вопрос еще одного участника слушаний, опасавшегося, что спутник попросту задушит Пушкин, ответил: «Вы смотрите на проблему с точки зрения Южного, мы смотрим на нее целиком, с точки зрения Санкт-Петербурга, тех трудностей, которые существуют в Петродворце, Сестрорецке». «Я понятия не имею, кто точно поселится в спутнике, – продолжал он. – Кто-то переедет с Гражданки, кто-то из другого региона. Проблема крупного мегаполиса – свободное перемещение людей внутри этого мегаполиса, где мы, к счастью или несчастью, живем».
Второй момент, не оставлявший в покое население – проблема транспортная. Предварительные замечания Юрия Бакея о том, что часть автомобильного потока может взять на себя КАД-2 (окончательное решение о строительстве которой город еще не принял) и ЗСД, «сформированы предложения» о развития Витебского проспекта и расширении Киевского шоссе, публику оставили равнодушными. Как станут выбираться в Петербург жители первой очереди спутника, которая начнет строиться в ближайшие годы? Будет ли пущен общественный транспорт между Южным и Пушкином? Точных ответов на эти вопросы представитель НИПЦ дать не мог: в Генеральном плане они не содержатся. Дорожная конкретика определится только на следующих этапах проектирования. Пока же известны только непрерывные магистрали городского значения в рамках интересующего участка. Судя по их расположению, строительство новых крупных трасс в связи с созданием Южного не предвидится.
Особую тревогу город-спутник вызывал у жителей поселка Кондакопшино, который девелоперы планируют встроить внутрь создаваемого жилого массива. «Что с нами будет?» – волновалась одна из местных жительниц. «Вы все останетесь там, где вы есть», – отвечал докладчик. Еще один представитель местной общественности, Павел Солодов, показал презентацию о судьбе кондакопшинского леса (на картинке появились ряды березок и сосен), который «кишит зверями» (на фоне деревьев возникли фигурки зайца, белки, ежа, лося). «Проблема в том, что существование леса ни в каких бумагах не отражено. Следовательно, его уничтожение неизбежно. Но из-за этого значительно повысится шумовая нагрузка на жилые районы. Рядом с нами расположен Пушкинский аэродром (находится в ведении Минобороны. – Прим. ред.), и даже сейчас мы слышим не только, как взлетают самолеты, но и как заводятся двигатели», – сетовал он.
Однако, по словам Юрия Бакея, проблема может быть решена. Уже подготовлено письмо Георгия Полтавченко в адрес министра обороны, где губернатор интересуется будущим аэродрома. Несколько лет назад объект собирались выставить на продажу, и, возможно, глава оборонного ведомства не откажется от этих планов.
К компромиссу горожан и разработчиков поправок в Генплан призвал глава муниципального образования «Город Пушкин» Иван Степанов. «Всегда есть жители, которые хотят детскую площадку, и те, кто говорит: “Она не нужна, будет шумно”. Даже в одном дворе может разгореться конфликт из-за строительства парковки: автомобилисты будут просить ее построить, а люди, у которых нет машин, под бульдозер пойдут, чтобы сохранить газон, – привел пример из муниципальной жизни он. – Но надо понимать, что в одном дворе надо иметь и парковку, и детскую площадку, и зеленую зону. В ином случае можно ничего не делать – пусть этот двор разрушается». «Если говорить о Петербурге, то в данном субъекте Федерации незастроенных земель практически нет. Если кто-то имеет надежду, что участок рядом с Царским Селом останется незастроенным, то этого не произойдет», – добавил чиновник. По его мнению, пусть жилье лучше возведет социально ответственный девелопер, чем тот, кто соорудит только коробки зданий, не позаботившись о больницах, школах, детсадах и комфортной планировке территорий.
Сами представители «СТАРТ Девелопмент», несмотря на критику, результатами слушаний остались довольны. «В целом мы удовлетворены. Подобного рода застройка должна подвергаться ревизии в нормальном человеческом формате. Проблемы, о которых говорят жители, не могут остаться незамеченными, ведь наша задача – создать правильный, красивый проект. В рамках работы над правилами землепользования и застройки, проектами планировки и межевания территорий будут учтены конкретные пожелания», – отметил гендиректор УК «СТАРТ Девелопмент» Андрей Назаров. Он добавил, что транспортные проблемы, которых так опасаются пушкинцы, из-за создания Южного возникнут вряд ли. «У нас уникальнейшая ситуация: уже имеется шестиполосная транспортная магистраль без единого светофора до самой кольцевой дороги – это Киевское шоссе. Есть и железнодорожное сообщение с Петербургом: увеличивая количество трафика по полотну, мы решим значительную часть проблем», – подчеркнул он.
Как считает Назаров, в перспективе 5 – 10 лет инвестору придется задуматься о дополнительных мерах транспортного обеспечения. «Мы уже сегодня видим подвижки, которые показывают: город идет на юг. Еще вчера никто не говорил о метро в Пулково, а теперь такая идея всерьез рассматривается. Поэтому я не исключаю, что город-спутник воспользуется этим вариантом», – подчеркнул генеральный директор «СТАРТа». По словам Андрея Назарова, возможно также подключение к монорельсу или скоростному трамваю, которые городские власти хотят провести от Петербурга до аэропорта.
Что же до жителей нового города, то, по мнению Назарова, не важно, откуда они приедут: важно, что они будут квалифицированными специалистами. «Наша цель – создать в рамках промзоны опережающими темпами высокотехнологичные рабочие места, где людям захочется трудиться, – заявляет Андрей Назаров. – Такие вакансии привлекут людей молодых, образованных. В Южный их притянет и социальная инфраструктура – совокупность рабочих мест, коммунальных и социальных объектов. Пока такой комплексности нет ни в одном городском проекте».
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»