Автодор готовится к проведению концессионного конкурса на право строительства участка трассы Москва-Петербург, который возьмет начало от границ города на Неве. За 138 км новой магистрали планируется заплатить почти 90 млрд рублей. Эти средства должен будет вложить инвестор. В дальнейшем он получит право собирать деньги за проезд с автомобилистов.
В ближайшее время госкомпания может объявить о концессионном конкурсе на право строительства одного из важнейших участков скоростной трассы Москва-Петербург. Сейчас отрезок — транспортный обход самого пробочного места — дороги через Вышний Волочок, уже построен. Возводится дорога из Москвы до 58-го километра. Из Петербурга дорожники начнут двигать трассу в 2015-м. Завершить строительство планируется в 2017-м. За это время строители должны будут уложить 138,8 км первоклассного транспортного пути. Магистраль близ Петербурга должна быть шестиполосной, далее — четырехполосной.
На протяжении трассы должны появиться 52 путепровода и моста, 3 крупных транспортных развязки и 1 тоннель. Основные развязки будут расположены в самом начале магистрали — на пересечении с КАД в Московском районе Петербурга и через 35 км, на пересечении с трассой А-120 «Магистральной». Также предусматривается возведение развязки с существующей автодорогой «Россия» на 545 километре.
Там же установят и пункты взимания платы. Планируется, что кабинки оплаты проезда будут установлены на въездах и выездах с шоссе. На въезде шофер будет получать талон, а на выезде платить по нему. Система сама рассчитает расстояние и определит, сколько нужно внести на счет.
Такой способ, кстати, характерен для взимания платы за парковку, а не проезд. К примеру, на эксплуатируемом за плату участке ЗСД (от КАД до Благодатной) используется открытая система — пользователь въезжает на дорогу беспрепятственно, не получая никаких талонов. На выезде его ждет пункт оплаты.
Кстати, Автодор уже озвучил приблизительный тариф на путешествие по одному километру из Петербурга в Москву. Удовольствие прокатиться с ветерком (расчетная скорость на дороге установлена на уровне 150 км в час) обойдется в 1,7-2,6 рубля.
Государство ожидает, что ежедневный поток будет колебаться в пределах 23-26 тысяч машин в сутки на оживленных участках. Таким образом, доход от эксплуатации одного километра в год может составлять от 14 до 24 млн рублей. Но так как доходы будут собираться в пользу Автодора, то компания сама будет распределять средства, в том числе оплачивать услуги концессионера. Уже установлено, что частный инвестор сможет претендовать на выплату в размере около 39 млрд рублей в год (в ценах 2012 года). В нее будет входить также эксплуатационный платеж. То есть концессионер должен будет не только построить трассу, но и содержать ее в надлежащем состоянии.
Этого, по мнению госзаказчика, достаточно, чтобы за 27 лет обеспечить доход частной компании, которая на правах концессионера построит петербургский участок магистрали. Инвестору, отметим, придется вложить в проект 25% от общих средств (более 22 млрд рублей).
Тендерные процедуры Автодор рассчитывает провести в конце 2013 — начале 2014 года. Но еще до официального объявления появились предложения от интересантов. Так, известно, что участием в строительстве интересуются структуры, подконтрольные пропутинскому бизнесмену Геннадию Тимченко. Сейчас он развивает в Петербурге девелоперский бизнес. Его компания занимается строительством намыва напротив Сестрорецка.
Напомним, что разработка проекта дублера трассы М-10 началась еще в 1970 году. В 2000-х реализацию проекта решили приурочить к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году. Необходимость его срочного возведения доказала прошедшая зима. Из-за обильных снегопадов в новогодние праздники дорога между столицами была фактически парализована. Автомобилисты сутками не могли выехать из многокилометровых заторов. Но и в обычные дни ситуация на трассе не радует. Средняя загрузка магистрали составляет 130-170 тысяч машин в сутки при пропускной способности в 40 тысяч.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»