Факт плагиата может быть подтвержден только в судебном порядке, а сделанные по результатам компьютерной проверки выводы неправомерны. Такое заявление распространила пресс-служба Министерства образования и науки России.
Чиновники подвергли критике программу «Антиплагиат», широко используемую для выявления заимствований и недобросовестно скопированных научных работ (от курсовых до докторских диссертаций). По мнению руководства ведомства, создание подобных систем относится исключительно к полномочиям образовательной (научной) организации, на базе которой действует диссертационный совет. Тогда как «Антиплагиат» не имеет никакого отношения ни к Минобрнауки России, ни к Высшей аттестационной комиссии, разработана в инициативном порядке без аттестации или аккредитации при соответствующих органах. «Делать выводы о качестве научного исследования только по результатам компьютерной проверки невозможно и неправомерно. Признание «факта плагиата» может быть сделано только в судебном порядке», – убеждены в ведомстве.
В то же время чиновники сохраняют за собой и диссертационными советами право лишать «плагиаторов» научных степеней, причем без обращения к служителями Фемиды. Однако такой вопрос должен «рассматриваться исключительно на основе комплексного анализа диссертации, включающего проверку соблюдения формальных процедур защиты и оценку реальных результатов проведенного научного исследования».
Сами ученые в целом поддерживают выводы чиновников: «Моя диссертация уже давно продается, «распилена» на рефераты, – говорит Сергей Чижков, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии РАН. – Я проверил свои последние статьи, в которых использовал фрагменты из моей же диссертации: оказывается, в них есть плагиат! То есть все это я «украл» с каких-то сайтов. И доказывай потом, что вор не ты, а кто-то другой. Поэтому и должна быть экспертиза», – убежден Сергей Чижков.
Схожую критику работы системы «Антиплагиат» высказывали и другие научные работники и вузы, хотя многие из них заключили с владельцем этого программного продукта платные контракты.