«Фонтанка» готова рассказать, как боролся за жизнь экипаж буксира РБТ-300. Гипотеза о том, что парни могли еще минут двадцать находиться в герметичной рубке, как в подводной лодке, и теоретически у них был шанс на спасение, оказалась несостоятельной. Журналист поговорил с теми, кто непосредственно принимал участие в подъеме судна и его осмотре. Мнение специалистов опровергает все предыдущие версии. Благодаря их помощи мы реконструировали трагедию.
«Фонтанка» готова рассказать, как боролся за жизнь экипаж буксира РБТ-300. Журналист поговорил с теми, кто непосредственно принимал участие в подъеме судна и его осмотре. Их мнение делает все предыдущие версии несостоятельными. Благодаря их помощи мы реконструировали трагедию.
Операцию по подъему буксира РБТ-300, затонувшего в ночь с 18 на 19 апреля, журналисты уже описали в подробностях. На борту поднятого судна, как известно, обнаружили тела погибших – капитана и моториста. Это произошло примерно 21 апреля в 18.30. Молодые парни лежали в рубке.
Исследование места происшествия следователями Северо-Западного следственного управления на транспорте, сотрудниками МЧС, спасательной службой комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Петербурга позволило реконструировать в деталях произошедшую трагедию. Большинство версий, появлявшихся за прошедшие дни в СМИ и социальных сетях, оказались домыслами. Так, например, гипотеза о том, что экипаж мог еще минут двадцать находиться в герметичной рубке, как в подводной лодке, и теоретически мужчин могли спасти, оказалась несостоятельной.
Собеседники «Фонтанки», принимавшие непосредственное участие в операции и осмотре судна, сошлись во мнении – и капитан, и моторист погибли сразу после того, как судно перевернулось. Времени у них было - минута, при чуде – две.
Реконструкция:
1:40 19 апреля – буксир РБТ-300 перевернулся под пролетом Дворцового моста, где экипаж выполнял работы по остановке ледяного поля, чтобы оно не помешало работам на опорах.
1:40 (в ту же минуту) – капитан и механик, находившиеся в рубке, получают не только травмы от того, что буксир перевернулся, – рубка узкая, торчат рычаги, крупный штурвал, но также и мощный гидравлический удар – через открытые люки в рубку хлынула вода.
«При учете веса, который имеет буксир, а это примерно 60 тонн – так зафиксировали механизмы крана при подъеме, хотя, согласно документации, указано 32 тонны, вода хлынула с силой брандспойта», - рассказал журналисту специалист Северо-Западной службы МЧС.
Также вода начала потоком поступать в открытые кормовые и носовые люки. По словам специалистов, информация о том, что рубка или трюм были герметично закрыты, – миф.
1:41 – перевернутый буксир отнесло сильным течением (а под мостом оно усиливается вдвое) примерно на 100 метров от Дворцового к Благовещенскому мосту. В этом месте он начал погружаться.
К этим секундам капитан и механик собрали волю, оправились от шока и смогли даже скинуть тяжелую специальную обувь, верхнюю одежду – при осмотре их нашли босиком, одного в тельняшке, другого в легком свитере.
Вдвоем, в абсолютной темноте, в воде при температуре, в которой человек живет не более 10 минут, они начали бороться за жизнь.
Когда их обнаружили (а при медленном подъеме вся вода из рубки вытекла), парни лежали буквально в обнимку. Ноги их упирались в стенку рубки, а руки в дверь.
При начале процедуры осмотра сотрудники МЧС легко открыли дверь рубки – механизм замка не был испорчен. Поэтому при дальнейших обсуждениях все сошлись во мнении, что членов экипажа подвела их профессиональная мышечная память.
Дело в том, что дверь рубки в штатном состоянии открывается движением рычага наверх. Даже в столь аварийной ситуации рычаг бы легко поддался, но буксир был перевернут, поэтому двое мужчин после полученного шока и по многолетней привычке тянули рычаг также вверх. А надо было вниз.
Максимум к 1:42 – наступила смерть обоих. К этой минуте буксир уже полностью скрылся под водой, РБТ-300 еще раз переворачивает на 180 градусов – когда спустились первые водолазы, они обнаружили его ровно стоящим на киле, носом к Благовещенскому мосту - при этом его продолжает тащить течение.
В 1:43 судно килем коснулось дна Невы на глубине 12 метров по центру фарватера - еще через сотню метров от места погружения.
После чего начались спасательные работы, грустные новости, комментарии, версии и поиск виновных.
«Фонтанке» известно, что за операцией подъема судна наблюдал и отец одного из погибших. После того, как на буксир зашли следователи и составили осмотр места происшествия, председатель комитета по транспортной инфраструктуре правительства Санкт-Петербурга Дмитрий Буренин помог отцу пройти на борт.
- Они погибли, обнявшись, – сказал он.
Никто с ним спорить не стал.
Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"