В трех филиалах МРЭО Петербурга прошли обыски. Проверка зарегистрированных в городе большегрузов, ввезенных из-за границы, началась еще в прошлом году новым руководителем 5-го отдела УГИБДД. 24 апреля следственный комитет СЗФО на транспорте и Служба экономической безопасности УФСБ изъяли регистрационную документацию на иномарки, якобы ввезенные в Россию по частям (на профессиональном арго такие автомобили называют "конструкторами").
В прошлом году в прокате шел голливудский фильм «Контрабанда», где главная интрига закручивается вокруг махинаций на границе. Главный герой известен тем, что ввозит автокары премиум-класса, разобранные по частям. В итоге клиент получает мечту стоимостью в миллионы, заплатив таможне копейки.
На дорогах наших регионов на "ламборджини" поймаешь только ухмылку. В Петербурге рентабельней перемещаться просто на престижных иномарках или употреблять в бизнесе импортные грузовики.
В этом году силовики Петербурга начали снимать свое кино.
Дело 194
24 апреля сотрудники Северо-Западного управления на транспорте СК РФ и оперативники «контрабандного» отдела Службы экономической безопасности УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти посетили филиал межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела № 1 на Северном проспекте, филиале МРЭО № 4 на улице Седова и МРЭО № 5 на набережной Мойки.
Мероприятия закончились к 21.00. Они проходили в рамках возбужденного уголовного дела по статье 194 УК - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или частных лиц. (Напомним: статья 188 – контрабанда - была декриминализирована 8 декабря 2011 года.) В результате была изъята регистрационная документация на полсотни машин.
Ключевое слово здесь – "конструктор". Это профессиональное арго сотрудников МРЭО и игроков на автомобильном рынке. Термин обозначает машину, собранную по частям. В основном из ввезенных частей.
Схемы 1, 2, 3
По версии следствия, нужный 24 апреля ФСБ транспорт жил разной жизнью:
- пересек границу в необычном виде – разобранным по частям (растаможивание блоками в разы дешевле, особенно это касается импортных грузовиков). Потом при помощи одного НИИ Пскова владельцы собрали "конструкторы"; после зарегистрировали их в МРЭО;
- появился на территории России якобы по частям, а потом хозяева умудрились получить правильные справки (мол, по частям точно), и вновь произошла регистрация в МРЭО;
- якобы пересек по частям, якобы прошел регистрацию, после чего ПТС и номера отправлялись за рубеж, ставились на заблаговременно купленные фирменные большегрузы, а последние въезжали в Россию как недавно выехавшие.
При последней схеме при постановке на учет в МРЭО, разумеется, указывались те номера агрегатов, которые соответствовали уже приобретенной технике.
5-й отдел
Сама же проверка по этой линии началась в УГИБДД еще около полугода назад, когда начальник ГУ МВД Сергей Умнов назначил на должность начальника 5-го отдела, курирующего МРЭО, подполковника Алексея Семенова. Ранее Семенов работал в центре «Э».
К началу этого года Семенов аннулировал более 200 регистраций автомашин с непонятной судьбой при прохождении границы. Владельцев транспорта, не прошедших таможенную очистку (а значит, не заплативших пошлину), вызывали и огорчали решениями. Реакция была разная. От возмущений и категорических отказов от комментариев до жалоб и, как смеются в главном здании дорожной инспекции на Попова, до глубокого удовлетворения в результате установления истины.
С января этого года начались проверки 5-го отдела в МРЭО города. Так, например, с особой тщательностью трясли МРЭО-6 на Земледельческой улице. Во всех подразделениях изымали материалы, где при регистрации машин упоминались "конструкторы".
К концу марта 2013 года УГИБДД инициативно вышло на руководство полицейского главка, предложив передать сформированный пакет на возбуждение уголовного дела по превышению служебных полномочий.
Служба экономической безопасности УФСБ пошла своим путем – от таможни, а в ближайшее время материалы ФСБ и ГУ МВД будут объединены.
Приказ 1001
Что касается привлечения виновных к ответственности, то наказания будут базироваться на скучном пункте 3 приказа МВД от 24 ноября 2008 года № 1001: «Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Так что если в МРЭО приходит гражданин и приносит ПТС, где в графе «особые отметки» занесены пометки о замене номерных агрегатов (кузова, шасси), то ему должны отказать (это не касается замены двигателя, так как эта деталь меняется часто).
Но есть и тонкости. В том же приказе существует ремарка о том, что инспектор, ставящий резолюцию, обязан дать ПТС на транспорт, прошедший сертифицирование качества и безопасности. А сертификаты как раз и выдает коммерческая структура в Пскове, имеющая государственную лицензию на этот вид деятельности.
Поэтому говорить о том, что инспектора МРЭО, имеющие многолетний опыт и знания, в том числе и умелого обхода правил игры, настолько могли подставляться, что привлечь их к уголовной ответственности будет легко, не приходится.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"