Губернатор Георгий Полтавченко все-таки настоял на запуске ночного поезда-челнока в метро, несмотря на отрицательную позицию ГУП «Петербургский метрополитен». Для этого выбран перегон «фиолетовой» линии «Адмиралтейская» – «Спортивная», преимуществом которой в плане организации ночного движения является отсутствие депо. Правда, тестовая эксплуатация намечена на первую декаду мая, когда из-за ремонта Дворцового соседние со «Спортивной» мосты будут разводить на час раньше – как раз в период следования челнока.
На запуске ночного движения в метрополитене настоял губернатор Георгий Полтавченко. Об этом в своем твиттере написал его пресс-секретарь Андрей Кибитов. В конце марта он дал распоряжение рассмотреть возможность по организации челночной линии между «Невский проспектом» и «Горьковской». Вскоре ГУП «Петербургский метрополитен» подготовило письмо, в котором указал на наличие большого числа технических трудностей при реализации такого проекта. Об этом письме «Фонтанка» подробно рассказывала.
Как пишет пресс-секретарь губернатора, после получения письма метрополитена Георгий Полтавченко дал «жесткое повторное поручение» как самому ГУПу, так и профильному комитету по транспорту. «Не будет секретом, если назвать вещи своими именами: метрополитен не испытывал особого желания выполнять поручение и создавать ночной поезд. Губернатор был удивлен фактом появления письма о технической невозможности организации ночного движения», – пишет Андрей Кибитов.
Вариант, который в итоге выбрал Смольный, является более реалистичным с технической точки зрения. Предполагается, что поезд-челнок будет ходить между станциями «фиолетовой» линии «Адмиралтейская» и «Спортивная». В отличие от «синей» ветки, по которой первоначально планировалось пустить ночной состав, на «фиолетовой» нет своего депо, в то время как на Московско-Петроградской их два – ТЧ-3 (расположено за «Купчино») и ТЧ-6 (за «Парнасом»).
По ночам в подземке проводятся различные хозяйственные и ремонтные работы, а основной способ доставки оборудования и рабочих – это мотовозы, которые днем базируются как раз в депо. Учитывая, что собственные депо есть не на всех линиях, то мотовозы переезжают с линии на линию через так называемые ССВ – служебные соединительные ветви. Одна из ССВ, ведущая на «Садовую», расположена как раз между «Невским проспектом» и «Горьковской», так что запуск челнока здесь существенно осложнил бы работу метро. Кроме того, нужно учесть, что поезда, которые днем работают на «фиолетовой» линии, ночуют в депо за «Парнасом», поэтому их перегонка также занимает определенное время.
Первый челнок проследует от «Адмиралтейской» до «Спортивной» в ночь с 30 апреля на 1 мая. Тестовая эксплуатация продлится все майские праздники, за исключением рабочих дней (с 6-го числа на 7-е и с 7-го на 8-е). Скорее всего, на линии будет использоваться единственный состав, который будет ходить по одному и тому же перегонному тоннелю туда и обратно. Работать челнок будет не всю ночь, а только с 1.00 до 3.00. Интервал движения пока не сообщается. Отметим также, что, согласно инструкции, при следовании по пути в противоположном направлении поезд не должен развивать скорость выше 35 км/ч (обычно составы ходят со скоростью в 50 км/ч и выше).
Очевидно, что основная цель «челнока» – доставить пассажиров с одного берега на другой во время разводки мостов. От метро их уже будет развозить ночной автобус 5М, который как раз дублирует «фиолетовую» линию метро и проходит мимо обеих станций: чтобы сесть на него, выйдя на «Адмиралтейской», нужно будет выйти на Невский, а от «Спортивной» придется пройти за Князь-Владимирский собор, к переулку Талалихина.
Впрочем, не исключено, что маршрут автобуса будет как-то оптимизирован с учетом запуска челнока. Кроме того, вероятно, изменится и трасса автобуса 2М, дублирующего «синюю» линию и от Биржевого моста следующего сразу в сторону Каменноостровского проспекта по Кронверской набережной. Напомним, что на время разводки мостов маршруты ночных автобусов разделяются, а конечной становится естественная преграда – Нева.
Теоретически запуск ночного поезда облегчил бы и жизнь жителям Васильевского острова: обычно Тучков и Биржевой мост разводятся на полчаса позже Дворцового, около 2.00. А уже на острове они могли бы сесть на автобус 3М. Однако в дело вмешивается пресловутый ремонт Дворцового. Как уже рассказывала «Фонтанка», из-за того, что «Пилон» не успел к началу навигации отремонтировать разводной пролет, до 20 мая сухогрузы будут ходить по Малой Неве.
В связи с этим Тучков и Биржевой будут разводить уже в 1.00. Правда, в 2.35 Тучков сведут на некоторое время, но до этого пассажиры, прибывшие на ночном метро, вынуждены будут стоять на набережной. Как ожидается, первые суда достигнут Невы 4 - 6 мая.
Впрочем, в июне, когда Смольный обещает сделать движение челноков постоянным, такой проблемы уже быть не должно. Тогда Тучков и Биржевой планируется разводить в 2.00, а с 2.55 до 3.35 – временно сводить. Отметим в заключении, что, как ранее сообщал ГУП «Петербургский метрополитен», оплатить проезд в ночном метро можно будет только по жетонам. Видимо, так подземка надеется хоть как-то компенсировать затраты, которые неизбежно вырастут от запуска «челнока».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»