Существуют вопросы, по которым практически все горожане придерживаются единого мнения. От Охты до Канонерки, от Поклонной горы до Средней Рогатки. От геев до казаков.
Один из таких вопросов – идея закрыть третий этаж Эрмитажа, а хранящуюся там французскую живопись передать Музею изобразительного искусства имени Пушкина. Этой безумной идеей поделилась на прямой линии с президентом Ирина Антонова, директор московского музея. Ей тут же, вполне убедительно, ответил Михаил Пиотровский. Но вопрос не решился на прямой линии. По указанию Владимира Путина создана специальная комиссия при Министерстве культуры. Она и вынесет 15 июня окончательный вердикт.
Логики в московском предложении - никакой: понимаю, если бы Ирина Антонова призвала власть покаяться и передать Матисса и Сезанна владевшим ими до революции московским купцам Щукиным и Морозовым. Это было бы мило. Только непонятно, почему только этим конкретным потомкам? А чем хуже Строгановы, Юсуповы, Шереметевы, наконец, Романовы?
В 1923 году музей Нового западного искусства был создан и вправду в Москве на базе коллекции Щукина и Морозова. В 1948 году его закрыли, нужны были выставочные помещения для подарков Сталину. Генералиссимусу в 1949 исполнялось 70. К тому же все изобразительное искусство после Серова в России и Коро на Западе было признано упадническим; народу его показывать не рекомендовалось.
Коллекцию разделили между Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем. Ленинградка Антонина Изергина, заведовавшая западным искусством, одна из лучших в мире специалистов по французскому импрессионизму, сформировала эрмитажную часть коллекции. В 1956 году по ее инициативе в Эрмитаже наконец открылась первая за многие годы экспозиция импрессионистов. Она заняла и пока занимает третий этаж Зимнего дворца. Это собрание, сравнимое по ценности с парижским музеем Орсэ, нью-йоркским «Метрополитеном», лондонской галереей «Тейт». На арт-рынке оно стоит больше Олимпиады в Сочи.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина был создан Иваном Цветаевым (отцом поэта Марины Цветаевой) как музей слепков, чтобы москвичи могли представлять себе развитие европейской культуры. У нас – в Академии художеств - тоже такой музейчик есть.
Коллекцию западноевропейской живописи москвичи получили только после революции – по преимуществу, из Эрмитажа, Строгановского и Юсуповских дворцов в Петербурге. Получается – баш на баш. Один московский музей расформировали, половину отдали Эрмитажу. Зато половину другого главного музея Москвы составили ленинградские вещи.
В случае переноса, нас ожидает коллективная психологическая травма. Родившимся в 1956 году сейчас – к 60. Всю жизнь они видели эти картины. Эти картины в коллективном сознании большинства горожан как шпиль Петропавловки, разведенные мосты, решетка Летнего сада. Перенести французов – походя разрушить картину мира у не худших представителей нескольких поколений петербуржцев. Это значит лишить наших детей и внуков важнейших жизненных впечатлений
И потом, что – мы много должны Москве? Средний москвич получает в два раза больше петербуржца. На каждую нашу станцию метро Москва отвечает тремя. В Москве деньги, издательства, банки, министерства, Рублевка и Таманская дивизия. Москвичу все равно, где смотреть Ренуара – на Волхонке или в Париже. И все - мало.
Впрочем, убежден - так просто обокрасть Эрмитаж не удастся. Это вопрос не политический, а патриотический. Чужого нам не надо, свое – не отдадим. Сначала Эрмитаж, потом Филармония, Мариинский театр, «Зенит» и «Аврора».
Насколько мне известно, Эрмитаж готовится к обороне. Шлифуются аргументы, ищутся влиятельные союзники, вероятно, будет и пресс-конференция.
Встревоженные горожане начали собирать подписи под воззванием к министру культуры с просьбой не трогать наших Матисса и Марке. С 5-го по 9-е мая на www.change.org подписалось семь тысяч человек, цифра немаленькая.
Непонятна пока только позиция городской исполнительной и законодательной власти.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, вместе с губернатором и спикером ЗакС входили в тройку "Единой России" на последних выборах в Государственную думу. Где голос единороссов? Почему молчит партия власти? Или они – за ограбление Эрмитажа? Избирателям – интересно.
Правительство Петербурга утверждает, что один из главных приоритетов власти – развитие туризма. Один Сезанн в музее превращает любой европейский город в туристический центр, что уж говорить о блестящей коллекции Эрмитажа. Может быть, и главная причина намечаемой реституции – перенести доходы Петербурга в Москву. Там уже и помещение подготовили в бывшем особняке Голицыных. А рядом бутики, рестораны, массажные салоны для знатных иностранцев. В Белые ночи Матисс, Сезанн, Ренуар и Ван Гог вполне могут навсегда отправиться в столицу.
Георгий Полтавченко должен защитить город и его сокровищницу - Эрмитаж. Он губернатор – всех петербуржцев.
Защитить главный музей Петербурга. Как спасали его в блокаду от немцев и в мирное время – от начальственных посягательств. Сейчас не время ссориться. Нужен единый фронт всех политических сил, представителей разных стилей жизни, православных, мусульман, агностиков, «красных» и «белых».
За нами – Эрмитаж.
Лев Лурье, специально для "Фонтанки.ру"