Федеральная полиция заявила о раскрытии в Петербурге мошеннической схемы хищения топлива с нефтебаз. Правоохранителям удалось найти доказательства очевидного - водители бензовозов сливали нефтепродукты, не довозя до покупателей - АЗС. Среди пострадавших такие компании, как «Лукойл – Северо-Запад», «Газпромнефть – Северо-Запад» и «Статойл». Убытки исчисляются сотнями миллионов рублей. Участники рынка говорят, что уголовное дело в отношении ворующих топливо — прецедент.
О раскрытии схемы краж бензина и дизельного топлива в Петербурге сообщил в четверг главк МВД по СЗФО. Полицейские поделились, что задержали предполагаемого инициатора преступных действий — главу транспортной компании «Матэкс» Сергея Матвеева. Он, по данным правоохранительных органов, привлекал водителей бензовозов к хищению топлива, заправленного на нефтебазах.
По версии оперативников, Матвеев набирал для работы в своей транспортной компании только знакомых водителей. Они должны были выполнять заказы клиентов — крупных розничных продавцов топлива, в том числе «Лукойл – Северо-Запад», «Газпромнефть – Северо-Запад» и «Статойл». А именно получать топливо на нефтебазах и везти его на заправки.
Однако перед тем, как бензовозы попадали в конечный пункт назначения — на АЗС, они должны были заезжать на специальную нефтебазу «Матэкса» на Московском шоссе. Там часть топлива сливалась из цистерны. Чем больше бензина или дизеля водители сливали с бензовоза, тем больше денег они получали. Наличными им платили 15 рублей за литр украденного горючего, а по безналу (на банковскую карту) — 17 рублей.
Видимо, этого дохода водителям хватало, так как зарплаты в «Матэксе» они не получали вовсе. Полицейские говорят, что ежедневно преступники похищали тысячи тонн топлива. С одной машины сливалось до 300 литров каждый день.
«Черная» бухгалтерия вела строгий учет добытого таким путем бензина. «Велся журнал, в котором диспетчер делал записи: номер машины, сколько слито топлива, марка топлива, количество денежных средств, выданных водителю за слитое топливо. Также на каждую машину заведена отдельная тетрадь», - сообщили в ГУ МВД по СЗФО.
При этом операторы АЗС, которые недополучали топливо, не могли ничего доказать, так как пломбы нефтяных компаний на люках оставались целыми. Слитые нефтепродукты, как несложно догадаться, продавались ничего не подозревающим покупателям по поддельным документам. Злоумышленники, как стало известно «Фонтанке», использовали подложные сертификаты нефтебазы «Ручьи». Каждый месяц такой торговли приносил предприимчивым дельцам до 7 млн рублей.
Во столько же можно оценить убытки крупных заправщиков, которые вынуждены были оплачивать все топливо, вывезенное с нефтебаз бензовозами нечистого на руку контрагента, а не только то, что в итоге дошло до их АЗС.
Теперь крупнейшие нефтяные компании, по всей вероятности, будут предъявлять иски к задержанным. В настоящий момент, как сообщили в компаниях, изучается возможность судебного взыскания убытков.
Полиция, кстати, изъяла у подозреваемых 30 тонн похищенного топлива и 5 бензовозов. Как сообщили полицейские, в настоящий момент по этому делу задержано 8 человек, в том числе глава компании «Матэкс» Сергей Матвеев. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст.158 УК РФ (кража).
В самой компании «Фонтанке» заявили, что в отсутствие руководства не уполномочены комментировать ситуацию. В компании «Танкойл», где по делу «Матэкса» тоже прошли обыски, говорить о произошедшем также наотрез отказались.
Отметим, что, согласно данным системы «Спарк-интерфакс», компания «Матэкс» помимо Сергея Матвеева принадлежит еще предпринимательнице Алле Гитис. Структура была создана в 2000 году и даже участвовала в государственных заказах. Так, в этом году компания победила в тендерах на поставку топлива для МЧС России, музыкального колледжа им. Мусоргского, Россельхозакадемии. Партнер «Матэкса» по «бизнесу» - компания «Танкойл» - создана только в начале этого года. Она принадлежит физическому лицу.
Компании «Матэкс» и «Танкойл» не являлись крупными игроками на рынке перевозок нефтепродуктов. Как сообщил «Фонтанке» глава петербургского Нефтяного клуба Олег Ашихмин, он слышит эти названия впервые. «Впрочем, случаев воровства топлива водителями бензовозов очень много. Водители всегда найдут возможность слить канистру-другую по пути с нефтебазы на заправку. Особо предприимчивые перевозчики устанавливают внутри цистерн специальные баки, которые заполняются топливом при заправке, а когда горючее сливается на АЗС, удерживают его», - сообщил Ашихмин.
Однако, как подчеркнул эксперт, доказать такое воровство очень сложно. И подобная крупная операция по поимке топливных воришек в Петербурге, пожалуй, состоялась впервые.
Неофициально операторы крупных АЗС сообщают, что постоянно сталкиваются с "недоливом" топлива, который допускают частные перевозчики. Поэтому стараются сами осуществлять перевозку нефтепродуктов от нефтебазы до заправки. Так что со временем посредники типа "Матэкса" могут уйти с рынка.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»