Начиная с 27 мая помещения дворца княгини В. В. Долгорукой, которые сегодня занимает элитный клуб «Олимпия», впервые за долгое время стали доступны широкой публике. Здесь открылась юбилейная выставка художников-«неоакадемистов», а вместе с ней и новый культурно-выставочный центр. Масштаб события оценил журналист «Фонтанки».
Идея экспонировать современное искусство на Литейном проспекте, 14, принадлежит владельцу здания – бизнесмену Михаилу Мирилашвили. По информации СМИ, это решение было принято после консультаций с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и председателем Комитета по охране памятников Санкт-Петербурга Александром Макаровым. Теперь на обшитых бархатом стенах бывшего казино расположились работы выпускников Новой академии изящных искусств Петербурга.
Вся идеология «неоакадемистов», пожалуй, отражена в названии одной из работ с выставки – картине Станислава Макарова «Ангел со стилусом». Представители движения, зародившегося в Северной столице в конце 80-х, чтили классические каноны живописи, активно приправляя их достижениями современных медиатехнологий. Потенциал нового течения долго оставался недооцененным. И только с середины нулевых «неоакадемистов» начали выставлять на крупнейших площадках страны и мира.
Скромная экспозиция в «Олимпии» собрала достаточно громких имен. В первом зале публику встречают работы Тимура Новикова (1958–2002) – именно он является основателем движения. Примкнувшая к Новикову в эпоху перестройки творческая богема тотчас же оказалась в авангарде современного искусства, и не только изобразительного: неоакадемисты активно снимались в кино, сочиняли музыку и выступали с концертами. Тем более что в их рядах числились такие легендарные личности, как Сергей Курехин и гитарист группы «Кино» Георгий Гурьянов, работы которого также представлены в «Олимпии». Сегодня на слуху и еще одно имя – выпускник Новой академии Владислав Мамышев-Монро трагически погиб этой весной на Бали.
На церемонии открытия выставки вспомнили, что при жизни Тимур Новиков называл Петербург «лучшим в мире заповедником для сохранения высокого искусства». Но позже сетовал, что сами петербуржцы разучились этим искусством наслаждаться. Словно в подтверждение этих слов «Первая Олимпийская выставка Новой академии» пока не привлекла широкого внимания горожан.
– Владельцам помещения нужно «намаливать» это место, – сказал «Фонтанке» художник и искусствовед Андрей Хлобыстин. – Дворец, безусловно, красивый, и для того, чтобы устраивать там резонансные экспозиции на постоянной основе, нужно создавать инфраструктуру.
Будущее новой выставочной площадки обещает быть интересным. На сегодня у «Олимпии» уже есть некоторые планы. Следующая выставка откроется к сентябрю, организаторы обещают удивить публику, но имен пока не называют, далее состоится выставка "Митьков", за ней последует экспозиция работ из частных коллекций, а в 2014 году совместный проект с Министерством обороны России и петербургским КГИОПом. Многое будет зависеть от успеха текущей экспозиции, которая продлится до 27 июля.
Серафим Романов, специально для "Фонтанки.ру"