В ходе водолазных работ по обследованию корпуса крейсера «Аврора» был развенчан один из мифов Петербурга. О том, что скрывает легендарный корабль под волнами Невы, смотрите в видеорепортаже «Фонтанки».
Подводное обследование корпуса крейсера «Аврора» у Петроградской набережной проводилось в рамках подготовки корабля к капитальному ремонту, который, по замыслу Минобороны, должен начаться в 2013 году.
Фактически специалисты развенчали один из мифов Петербурга о том, что «Аврора» находится на бетонной подушке. На самом деле все это время она находилась на плаву, поддерживаемая так называемым рейдовым оборудованием: внимательный посетитель мог увидеть четыре цепи по периметру корабля, которые вмонтированы в плавучие железные бочки, а эти бочки крепятся к грунту бетонными якорями.
Видео предоставлено ООО "Фертоинг"
Как пояснили «Фонтанке» принимавшие участие в осмотре водолазы, в целом состояние подводной части крейсера удовлетворительное, то есть «Аврору» можно будет транспортировать в док судостроительного завода для последующего ремонта. Опасение вызывает лишь одно из четырех креплений.
«С правого борта крейсера левая швартовная связь, сам якорь - массив, он полностью замыт в грунте: если обычная глубина порядка 6-7 метров, то там подъем грунта до 4 метров, то есть полностью бридель — цепь от якоря к бочке — замыт в грунте», - сообщил "Фонтанке" руководитель водолазных работ Константин Дружко.
Простым языком это означает то, что когда крейсер «Аврора» захотят взять на буксир и потащить на ремонт, плавучие бочки, якорями удерживающие «Аврору» на месте стоянки, не дадут этого сделать. Все эти годы обслуживанием бочек никто не занимался, они заржавели, а одна и вовсе потеряла свой якорь. По сути сегодня не левая передняя бочка удерживает «Аврору» на месте стоянки, а наоборот, «Аврора» не дает бочке уплыть по течению. Поэтому, перед тем как уводить «Аврору» в ремонт, специалистам предстоит разобраться с пресловутыми бочками. Правда, на сегодняшний день непонятно, за чей счет будет восстанавливаться рейдовое оборудование, в бюджете ремонта крейсера эти расходы не предусмотрены.
Отметим, что подводное обследование крейсера, на безвозмездной основе, проводила пожелавшая остаться неизвестной частная коммерческая организация, по просьбе Центрального военно-морского музея. Представитель организации пояснил корреспонденту "Фонтанки", что руководитель их организации в недавнем прошлом был офицером Военно-морского флота России, и поэтому откликнулся на просьбу военных музейщиков.
Правда, на костюмах водолазов журналистам удалось разглядеть эмблему «Fertoing», поэтому полностью сохранить инкогнито друзьям «Авроры» не удалось. Как выяснила "Фонтанка", водолазы "Фертоинга" известны тем, что в прошлом году первыми отыскали на дне Охотского моря затонувшую платформу «Кольская», а сама компания в узких кругах специалистов считается лучшим в России производителем подводных работ.
Акт водолазного осмотра будет приобщен к внушительному пакету документации, которая в настоящее время разрабатывается в преддверии ремонта.
Как рассказал директор Центрального военно-морского музея Александр Петров, в ведении которого пока еще находится «Аврора», в ближайшее время будет окончательно решен вопрос о возвращении крейсера в состав ВМФ, после чего на борт взойдет военный экипаж. Конкретные сроки ремонта, размер сметы и даже дата докования еще пока не определены. По замыслу Минобороны, начать ремонт необходимо уже в 2013 году, однако пока еще, по данным «Фонтанки», не готово техническое задание для конкурса, по результатам которого определят судостроительную компанию, способную привести «Аврору» в надлежащее состояние. По самым оптимистичным прогнозам специалистов, капитальный ремонт корабля займет не меньше полутора лет.
"На время ремонта музейные экспонаты будут перемещены в Центральный военно-морской музей, где будут организованы временные выставки. После ремонта интерьеры всех помещений приобретут исторический вид", - сообщил журналистам Петров, отметив попутно, что сам ЦВММ после долгих мытарств должен-таки открыться 28 июля — в День ВМФ.