Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без существенных осадков

Ощущается как -2

2 м/с, зап

770мм

97%

Подробнее

Пробки

2/10

Извините, но ваше место в самолете уже занято

17891
ПоделитьсяПоделиться

«Мы не сможем посадить вас на самолет, так как все места уже заняты», – такую фразу услышал петербуржец, летевший недавно вместе с семьей из Ларнаки в Москву рейсом «Аэрофлота». При этом он имел на руках билеты, купленные задолго до рейса. Как выяснила «Фонтанка», практику овербукинга – продажи большего числа проездных документов, нежели может вместить воздушное судно, – использует большинство мировых авиакомпаний.

11 мая петербуржец Андрей Смирнов должен был лететь вместе со своей женой и четырехлетней дочерью рейсом «Аэрофлота» SU2073 из кипрской Ларнаки в московский аэропорт Шереметьево. Накануне – 10 мая – он зашел на официальный сайт авиакомпании, чтобы пройти регистрацию через Интернет. Благодаря этой услуге пассажиру уже не нужно заранее приезжать в аэропорт, чтобы зарегистрироваться у специальной стойки, а также можно выбрать удобное место в самолете.

Однако, как указывает петербуржец в своем обращении в Генеральную прокуратуру России, система онлайн-регистрации не нашла соответствующего бронирования и посоветовала обратиться за разъяснениями к представителям «Аэрофлота» непосредственно накануне вылета. Что Андрей Смирнов и сделал, приехав вместе с семьей в аэропорт 11 мая около 13.40 – за 1 час и 15 минут до вылета самолета. Обратим внимание на дату: 11 мая россияне массово возвращались на Родину после майских каникул.

Казалось бы, теперь ничего не должно было помешать получить посадочный талон и сдать багаж. Однако работник аэропорта – киприот – сообщил ему, что зарегистрировать семью Смирновых не может, так как… в самолете больше нет мест. Как пишет в своем обращении в прокуратуру петербуржец, после этого к стойке подошел мужчина – представитель «Аэрофлота» без информационного бейджа, на котором обычно указывается имя, фамилия и должность. Тот подтвердил, что посадить трех граждан России некуда – самолет уже заполнен.

«Я задал вопрос: как такое возможно, чтобы количество пассажиров на рейсе превышало фактическое количество мест в салоне самолета?» – пишет Андрей Смирнов. Ответ представителя авиакомпании, по его словам, был следующим: «Такова политика авиакомпании "Аэрофлот". Билетов на рейс в высокий сезон всегда продают больше, чем число посадочных мест в самолетах, потому что по статистике несколько процентов пассажиров регулярно не приходят на рейс. Вам не повезло – на этот рейс уже зарегистрировано пассажиров больше, чем реальных мест».

Домой вернетесь позже

Дальше история все больше напоминает авиационный фельетон. Через час подошла женщина – также представитель «Аэрофлота» – и сообщила, что на борту имеются два места, и предложила семье разделиться: два человека улетают сейчас, один – следующим рейсом. Однако Андрей Смирнов отказался, и в итоге петербуржцы благополучно зарегистрировались на следующий рейс до Москвы, который должен был вылететь в 19.15, то есть спустя четыре часа.

«Примерно в 15.45 по громкой связи в зоне регистрации аэропорта Ларнаки на английском языке прозвучало обращение к пассажиру Смирнову с просьбой явиться к стойке авиакомпании "Аэрофлот"», – указывает в своем обращении петербуржец. Оказалось, что на борт не явились три уже зарегистрированных пассажира, поэтому у Андрея Смирнова и его семьи появился шанс улететь на рейсе SU2073, а не на следующем. Однако россиянин сообщил сотруднику авиакомпании, что уже записался на следующий рейс. Самолет улетел без них и с тремя пустыми креслами. А ближе к вечеру петербуржцы улетели на ИЛ-96 в Москву.

Уже в России Андрей Смирнов и написал свое обращение в Генеральную прокуратуру, однако ответа, по его словам, пока не получил. «Фонтанка», в свою очередь, обратилась за разъяснениями в пресс-службу «Аэрофлота», приложив к запросу подробное и красочное заявление самого пассажира. Однако там, рассмотрев запрос, заявили, что компания не отвечает на претензии пассажиров, если они поступили не от них напрямую, а через СМИ. Хотя наше издание на основе этого случая пыталось выяснить, используется ли в принципе такая практика в «Аэрофлоте» или нет.

Впрочем, судя по всему, подобная история случилась не только с Андреем Смирновым.13 мая 2013 года москвичка Наталья Живая описала аналогичный случай на своей страничке в Facebook. 12 мая она с подругой должна была лететь из Барселоны в Москву по билетам, купленным еще 10 марта. Однако выяснилось, что все места в самолете уже заняты. В итоге девушки провели ночь в гостинице и улетели только на следующий день.

Юридическая лазейка

Как говорят эксперты, практика продажи большего числа билетов, нежели может вместить самолет, характерна для многих компаний. Она называется «овербукинг» (от англ. overbooking – «сверхбронирование») и была разработана американскими авиакомпаниями после того, как у пассажиров появилась возможность вернуть билет без каких-либо штрафных санкций. Для того чтобы компенсировать издержки, перевозчики и придумали овербукинг.

Основанием для введения столь рискованной схемы стали данные статистики, которая показывает, что часть людей либо опаздывает, либо вовсе не является на рейс. Кроме того, как указывает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, некоторые пассажиры приобретают билеты с открытой датой, с помощью которых они могут сами выбирать, когда им лететь. А сообщить о своем желании совершить поездку можно за несколько дней. Такой билет стоит дороже, и, естественно, их обладатели имеют приоритет по сравнению с остальными пассажирами. И если гражданин, купивший его, подал заявку на полет в самолете, который и так должен был улететь забитым под завязку, то кому-то придется провожать этот борт с земли.

Отметим, что юридическим основанием для применения подобной практики являются типовые правила перевозки, принятые Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). В них указано, что время, указанное в расписании и билете, «не является гарантированным». «Перевозчик может без предупреждения передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира», – указано в них.

Правила IATA являются основой для аналогичных документов всех авиакомпаний, являющихся членами ассоциации. В частности, нормы, аналогичные вышеуказанным, содержатся в правилах «Аэрофлота», Lufthansa, Finnair и других крупных перевозчиков. При этом зарубежные компании, в отличие от ряда отечественных, честно признаются, что применяют овербукинг.

«Если бы мы не использовали эту практику, – сообщили «Фонтанке» в пресс-службе Lufthansa, – то в продажу поступало другое количество билетов, так как их количество было бы ограничено вместимостью самолетов. Но мы знаем, что всегда есть те, кто не является на рейс, и тем самым можем перевезти больше пассажиров». Отметим, что овербукингом занимаются далеко не все перевозчики: так, в «Трансаэро» «Фонтанку» заверили, что в авиакомпании «подобная практика запрещена».  

Компенсация за овербукинг

По словам Олега Пантелеева, у каждой авиакомпании есть свои правила, как действовать в ситуации, если в самолете, на который пытается зарегистрироваться пассажир, не осталось мест. Некоторые компании предлагают улететь на следующем рейсе, другие пересаживают на борт своего конкурента. Последний вариант используется в том случае, если речь идет о малочастотном направлении, в котором самолеты летают раз в несколько дней или раз в неделю. «По сути, подобная система – это нормальная отраслевая практика», – заключает эксперт.

В Lufthansa действует следующая схема: в том случае, если на рейс явилось больше пассажиров, то сотрудник авиакомпании предлагает любому желающему из числа пассажиров улететь позже и получить компенсацию. «Обычно эта схема работает, и все довольны», – замечают в авиакомпании.

Если же компания добровольно не платит компенсацию, то ее можно принудить к этому с помощью закона «О защите прав потребителя». Как указывает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, для ее расчета должна применяться формула, которая содержится в законе: 3% от стоимости услуги за каждый час просрочки. Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Впрочем, как показывает практика, компании селят своих клиентов в отели за свой счет. К слову, сам Анатолий Голов однажды оказался в такой же ситуации, как и петербуржец Андрей Смирнов: по его словам, перевозчиком была одна североамериканская компания, которая тут же добровольно выплатила правозащитнику компенсацию.

«Авиакомпании всегда ищут выгоду. И они оценивают: если возможные потери – как материальные, так и имиджевые – превышают выгоду от перебронирования, то перевозчик отказывается от этой практики. А если нет, то она сохраняется. Или если законодательно будут введены более жесткие ограничения, которых пока нет», – уверен Олег Пантелеев.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close