Несмотря на ликвидацию нудистского пляжа «Дюны» под Сестрорецком в марте этого года, петербуржцы — приверженцы «культуры свободного тела» - с первым летним теплом вернулись на Финский залив. Однако если раньше натуристский пляж был укрыт от остальной части песчаного берега завесой кустов и сосновым бором, то теперь нудисты оказались среди более консервативных горожан. Альтернативных мест для такого отдыха вблизи Петербурга у его приверженцев просто нет.
Нудистский, или натуристский, пляж «Дюны» появился на побережье Финского залива под Ленинградом еще в 1960-е годы вместе с волной сексуальной революции, прокатившейся по закрытому «железным занавесом» Западу. Пляж расположился в устье реки Малая Сестра, засыпанном песком, и был назван в честь ближайших санатория и пансионата «Дюны». Уже в 1990-х он стал широко известен как пляж Петербургского общества культуры свободного тела, зарегистрированного в 1992 году. Известен настолько широко, что в 2008 году - единственный в России - был даже включен в американский каталог «1000 лучших пляжей и мест отдыха для нудистов в мире». По разным оценкам, в прошлом году пляж посещало от 500 до 2 тыс. человек в день.
С этого года «Дюны» прекратили свое существование. В марте пляж огородили синим забором и раскопали. Это городской комитет по природопользованию инициировал проведение работ по восстановлению русла реки Малая Сестра. На месте пляжа должен будет появиться облицованный камнем канал с пешеходным переходом. Стоимость проекта - 47 млн рублей. Кроме того, по частному проекту расширения соседнего гольф-клуба в русле реки или на берегу залива должен быть построен причал для яхт. О таких планах в 2007 году заявлял президент клуба и бывший главный врач санатория «Дюны», на территории которого и действует гольф-клуб, Сергей Спицын. Как рассказал «Фонтанке» исполнительный директор компании Дмитрий Нейланд, от этих планов в клубе не отказались - он должен прирасти на 150 га. Инвестирует в расширение Plaza Lotus Group братьев Зингаревичей. С самим Сергеем Спицыным связаться не удалось.
Купальники раздора
Последствия экологического мероприятия городских властей стали очевидны с приходом лета. Несмотря на исчезновение пляжа, отказываться от взглядов и привычек многие натуристы не собираются и приходят загорать на то же место, вблизи уничтоженных «Дюн». «Прелесть нудистских пляжей в загаре без полосочек, в ощущении открытости и счастья быть самим собой, ощущении, что солнышко ласкает каждых миллиметр твоей кожи, - рассказывает одна из завсегдатаев пляжа «Дюны». - Ну и, конечно, интересно посмотреть на других и себя показать, замечать на себе восхищенные взгляды. Да и просто нагота - это так красиво и естественно».
В адрес редакции «Фонтанки» уже поступило несколько писем от возмущенных горожан. В непосредственной близости от пляжа «Дюны» расположены детские оздоровительные учреждения, самые крупные на Северо-Западе России, и санатории семейного отдыха. Кроме того, от курорта до поселка Репино тянется зона терренкура – здесь люди любят гулять вдоль берега, нередко с детьми. Районная власть также стремление граждан к сближению с природой не поддерживает. «Когда началась реконструкция, мы обрадовались не только вытекающим из нее улучшениям экологии, но и надеялись, что наконец-то нудисты уйдут с облюбованного ими места», - заявили в секторе экологии администрации Курортного района.
Тем не менее альтернатив выходу на общественный пляж у нудистов нет. Несмотря на существующую потребность части горожан, вблизи Петербурга нет специально выделенных для них участков побережья. Еще один натуристский пляж на Финском заливе есть под Сосновым Бором. Однако добираться до него — полтора-два часа на общественном транспорте. Кроме того, недалеко от «Дюн», к северу от ручья Ржавая Канава, на берегу небольшого лесного озера остался еще один такой пляж - «Карьер». Хотя всех отдыхавших на закрытых «Дюнах» вместить он не сможет. Как рассказывают любители загорать нагишом, до сих пор при сильном ветре или плохой погоде на пляже собиралось максимум около 50 человек.
Или кнут, или пряник
Эксперты из сложившейся конфликтной ситуации видят два выхода. Один из них — привлечь к отдыхающим без купальников внимание местной полиции. Правовая база для привлечения натуристов к ответственности есть, уверен основатель «Бюро адвоката Лепшина» Павел Лепшин. Как минимум, за нахождение на пляже без одежды можно оштрафовать на 500–1000 рублей по статье КоАП РФ «мелкое хулиганство». За нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в частности порнографического характера, можно наказать уже на 2–3 тыс. рублей. А учитывая практику применения нашего законодательства, нудистам можно вменить и «участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах», если оно повлекло нарушение общественного порядка, — штраф 10–20 тыс. рублей. При втором, третьем задержании по этим статьям нарушителей ждут уже обязательные работы или арест на 15 суток, объясняет Павел Лепшин.
Еще один путь - создать для нудистов официальный и специально выделенный пляж. Тем более что тенденция либерализации отношения к наготе характерна для всего мира. В пригородах крупнейших городов Европы - Мюнхена, Амстердама, Берлина, Цюриха существуют специальные зоны для отдыха нагишом, а в Нью-Йорке недавно и вовсе вышел закон, официально позволивший девушкам загорать и перемещаться по городу топлес.
Что ближе городским властям, покажет время. Хотя для того, чтобы принять решение, проблему нужно как минимум увидеть. До этого года на существование стихийно возникшего пляжа «Дюны» власти просто закрывали глаза.
Ольга Макарская,
«Фонтанка.ру»