Чиновники Смольного объяснили широкой общественности, почему они так плохо исполняли бюджет в 2012 году. Причины названы совершенно разные — где-то подрядчики сроки затянули, где-то качество материалов оставляло желать лучшего, из-за чего все приходилось переделывать. Представителей подрядчиков на слушаниях не было — во всяком случае, никто не стал им возражать.
Впервые с 2007 года в стенах Мариинского дворца общественное обсуждение исполнения бюджета за прошлый год прошло довольно спокойно. И это несмотря на то, что неисполнение расходной части было рекордным — неосвоенными остались 12,4% всех предусмотренных средств. Неутешительный показатель стал главным лейтмотивом всего действа и определил гостей, которых позвали для публичного ответа. Помимо главы комитета финансов Эдуарда Батанова, держать удар пришлось сотрудникам комитета по энергетике, по строительству и по развитию транспортной инфраструктуры.
Всего в прошлом году удалось потратить 375,8 млрд рублей, что составило только 87,6% от планов. Причем, тенденция к увеличению суммы неосвоенных средств растет последние 4 года — в 2009-м расходная часть бюджета была исполнена только на 94,6%, в 2010 — 92,9, в 2011-м — 91,4%. Как напомнил Батанов, общая сумма неизрасходованных средств составила 53 млрд рублей. Наиболее существенный остаток пришелся на коммунальное хозяйство (10,8 млрд рублей), дорожное хозяйство (9,5 млрд рублей) и развитие транспортной инфраструктуры (3,4 млрд рублей). «Неисполнение городского бюджета в 2012 году связано с тем, что комитеты поздно проводили конкурсы и размещали государственные заказы, а подрядчики неудовлетворительно исполняли свои обязательства», - заметил он.
Глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук, чье ведомство не смогло исполнить бюджет на 36% (11,7 млрд рублей), для начала попытался подсластить горькую пилюлю, похваставшись, что за счет городской казны реконструировали 100 км теплосетей и 276 кв. км сетей водоснабжения. «А это в два раза больше, чем объем аналогичных работ в 2010-2011 годах», - отметил он. Впрочем, потом он признал, что больше всего собравшихся интересует проблема неисполненных средств. У ведомства хуже всего дела обстояли с деньгами, выделенными на капремонт сетей: смогли потратить лишь 45% от предназначенных денег. Потом идут траты в рамках Адресно-инвестиционной программы — 76,3%. Лучше обстоят дела с субсидиями (96%) и уличным освещением (95,6%).
Как пояснил Бондарчук, не были, например, использованы средства, предназначенные на обеспечение и обслуживание кредитов. 400 млн рублей удалось сэкономить при размещении госзаказа. «Если обобщить, то основные проблемы плохого темпа трат, это, как упомянул Батанов, проблемы с размещением государственного заказа, - отметил Бондарчук. - Как вы помните, нам поручили в первом квартале провести анализ существующих бюджетных обязательств в части инженерного обеспечения. Таким образом, контракты по ряду объектов были заключены только во второй половине 12-го года».
Помешала и новая система электронного согласования работ с ГАТИ, которую ввели в прошлом году. «Решение верное, но в переходный период это вызвало задержки», - прокомментировал глава комитета новую схему согласования работ с ГАТИ. Сказалось на работе чиновников и эхо «трубного дела» - в соответствии с распоряжением городского правительства была создана комиссия по проверке качества материалов при реконструкции, вследствие чего комитету была возвращена серьезная часть средств. Впрочем, как отметил чиновник, комитет провел работу над ошибками, и на данный момент 98% конкурсных процедур ведомством уже проведены. Остались только конкурсы на освещение дворов. Объем выполненных работ — 35%. «Кроме того, мы еженедельно совершаем объезды наших проектов, и в случае обнаружения нарушений ведем диалоги с подрядчиком»,- добавил глава комитета по энергетике.
КРТИ бюджетом были предусмотрены расходы в размере 26,4 млрд рублей. Из них на капитальную реконструкцию и строительство дорожных объектов — 14,1 млрд рублей, субсидии на развитие транспортных сетей России - 1,2 млрд рублей, капремонт дорожных сооружений — 1,7. Удалось потратить, вздохнул глава КРТИ Дмитрий Буренин, 18,1 млрд рублей, что составляет 68,8%.
Было несколько основных причин ненадлежащего исполнения бюджета комитетом. В первую очередь, это нерешенность имущественных вопросов с собственниками земельных участков. Второе, на что пожаловался глава КРТИ, это позднее предоставление фронта работ. Третье — постоянная необходимость пересогласования проектов. «Качество проектных работ заставляет желать лучшего. Комитет вынужден идти на пересогласование, - жаловался он. - Безусловно, это тормозит работу». Досталось и подрядчикам — четвертой причиной сложности траты бюджета стало постоянное нарушение сроков сдачи объектов со стороны исполнителей.
Руководитель худшего по расходам комитета — комитета по строительству Андрей Артеев не смог появиться на слушаниях. Вместо него отдуваться за исполненные лишь наполовину обязательства вышел его зам Олег Калиниченко. То, что он не совсем был готов — было заметно невооруженным глазом. Действовал он согласно официальной позиции комитета - "сложно исполнить бюджет было из-за длительных сроков согласования строительства, низких темпов производства работ подрядчиками и отсутствия надлежащего исполнения условий госконтрактов со стороны компаний, выигрывающих тендеры".
«Основные споры у нас возникают из-за разногласий с подрядчиками. Чаще всего из-за ненадлежащего качества исполнения работ», - отметил он. В итоге, сроки сдачи объектов затягиваются, деньги не расходуются.
Своей собственной версией причин плохого исполнения бюджета поделились представители партии «Яблоко». По их мнению, плохое исполнение бюджета связано с тем, что парламентарии просто закрывают глаза на имеющиеся нарушения. «По всей видимости, авторы законопроекта полагают, что депутаты (точнее, парламентское большинство) утвердят отчет, не особенно вникая в его материалы. И у них есть основания так думать», - заметил с трибуны глава петербургского отделения Андрей Палевич.
Спустили на тормоза процесс контроля за расходованием бюджетных средств депутаты, по версии «яблочников», «за право самостоятельно (и исходя из своих политических и иных интересов) распределить ничтожно малый процент бюджета (от 0.5% до 1%), депутаты соглашаются широко закрыть глаза на остальные 99% расходов», то есть за право распределять средства через поправку БФК. «Проведенный партией анализ показывает, что процент исполнения расходов бюджета по целевым статьям, указанным в «поправке БФК», и инициированным депутатами, голосовавшими за бюджет, близок к 100%. В том числе, практически полностью профинансированы и исполнены расходы на субсидии общественным организациям (в том числе, ветеранским и инвалидным), а также спортивным, по всей видимости, близким к конкретным депутатам ЗС», - заметил Палевич.