Сенатор от Архангельской области Совета Федерации Константин Добрынин внес в Государственную Думу поправки в так называемый "антипиратский" законопроект, который сейчас проходит обсуждение в нижней палате. Своими корректировками он фактически нивелирует все предлагаемые депутатами новшества и возвращает борьбу с пиратством на правовые рельсы. «Бороться будем, - говорит Добрынин, - но не взрывая при этом весь королевский законодательный флот».
Сенатор от Архангельской области и заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин внес в Государственную Думу поправки в так называемый "антипиратский" законопроект, принятый в первом чтении, и согласно которому хостинг-провайдеры и операторы связи обязаны будут блокировать сайты, если правообладатель обнаружит там нелегальный контент.
При этом скандальной новеллой, предлагаемой авторами законопроекта, является введение в гражданском праве института мер защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. В соответствии с инициированной депутатами Госдумы процедурой, заявление о применении предварительных мер защиты интеллектуальных прав подается в Московский городской суд до предъявления иска. Иными словами, если кому-то покажется сомнительным содержание вашего интернет-ресурса, а суд, не получив самого искового заявления, решит принять обеспечительные меры, то ваш сайт могут заблокировать и парализовать работу любого медиахолдинга.
Помимо прочего законопроектом вносятся изменения и в статью 26 ГПК РФ, которые устанавливают исключительную подсудность Московскому городскому суду отдельной категории дел, связанных с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. Также само рассмотрение заявлений об обеспечении защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, тоже предполагается отнести к исключительной компетенции Московского городского суда.
По замыслу авторов законопроекта, после вступления в действие этой поправки при любом подобном нарушении авторских прав, вне зависимости от территориальности, судиться все юристы должны ехать в Москву.
Поправки сенатора Добрынина предлагают полностью исключить из весьма спорного законопроекта статьи 2 и 3 и фактически выхолащивают смысл предложенных Госдумой новаций в гражданское законодательство.
В комментарии «Фонтанке» сенатор Добрынин отметил следующее: «Понятно, что интернет-пиратство - это плохо, но еще хуже, когда мы, пытаясь его победить, походя нарушаем принцип гражданского судопроизводства и по вопросам подсудности, и по вопросам подведомственности, ломаем сам территориальный принцип организации судебной системы и этим ограничиваем права граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию. А обеспечительные меры без искового заявления - это вообще хит правового сезона-2013. Рейдеры в начале двухтысячных, за редким исключением, о таком и мечтать не могли. Если говорить о поправках в Гражданский кодекс, то надо не забывать, что сейчас идет процесс принятия фактически нового ГК, и я бы поостерегся хаотично и смело вносить в него какие-то совсем новые и не обсужденные в научном сообществе правки. Поэтому бороться с пиратами будем, но не взрывая при этом весь королевский законодательный флот».
Напомним, 14 июня 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о борьбе с интернет-пиратством, который, в частности, определяет механизм блокирования сайтов, незаконно размещающих фильмы и музыкальные произведения.
При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовали 257 депутатов, трое были против, один воздержался. Документ был внесен в Госдуму на прошлой неделе группой депутатов от трех фракций — "Единая Россия", "Справедливая Россия" и КПРФ. Он закрепляет правовые основания и определяет порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, через которые распространяются аудиовизуальные произведения и фонограммы с нарушением интеллектуальных прав.
Согласно инициативе, правообладатель, обнаружив факты нелегального распространения своего контента в сети, может потребовать от Мосгорсуда ограничить доступ к ресурсу, где он обнаружен. Мосгорсуд наделяется правами принимать решение о блокировке на период разбирательства. Получив такое решение суда, правообладатель обращается в Роскомнадзор с заявлением об ограничении доступа к ресурсу. Это ведомство в течение трех дней направляет хостинг-провайдеру ресурса уведомление о нарушении прав с требованием удалить информацию.
Далее в течение суток провайдер хостинга должен сообщить владельцам ресурса о необходимости удалить нелегальный контент. В течение суток после получения уведомления владельцы интернет-ресурса должны удалить контент, в противном случае провайдер обязан в течение трех суток ограничить доступ к ресурсу. Если провайдер не выполнит обязательства, сведения о ресурсе будут направлены операторам связи с целью блокировки всего сайта или размещенной на нем информации. Снятие блокировки осуществляется также по решению суда в течение трех дней.
Предполагается, что информационный посредник в лице интернет-провайдера не будет нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав, если он не является инициатором передачи и не определяет получателя материала, не изменяет этот материал после получения и если он не знал и не должен был знать, что использование передаваемого материала неправомерно. Хостинг-провайдер также будет освобождаться от ответственности, если он не знал и не должен был знать о неправомерности использования материала и если при получении письменного заявления правообладателя он пресек нарушение интеллектуальных прав.