Распространенное в Интернете видео, где состав метро с пассажирами движется по "красной" ветке с открытыми дверями, озадачило "Фонтанку": как в столь популярном виде общественного транспорта такое возможно? И тут оказалось, что даже на этой линии такой случай - не единственный.
В Интернете появилось видео, снятое пассажирами петербургской подземки: на нем состав трогается с «Площади Ленина» с открытыми дверями и, так и не закрыв их, несется по тоннелю. Как выяснила «Фонтанка», за последнее время на «красной» линии произошло как минимум два таких инцидента. Они связаны с проблемами современной системы контроля положения дверей, которая была установлена только на составах этой ветки.
Инцидент, запечатленный в ролике, произошел еще 4 июня. На «Площади Ленина» стоит состав – судя по небольшому числу пассажиров, это поздний вечер. Звучит голос диктора: «Осторожно, двери закрываются!» По звуку пневматических механизмов слышно, что в соседних вагонах они действительно закрываются. Однако в том, где находится автор ролика и его спутники, – нет. Состав набирает скорость, уходит в тоннель. Пассажир подходит к двери, высовывает руку с мобильным телефоном наружу и снимает, как мимо проносятся кабели, уложенные вдоль стенок. Девушка встает около двери, ее обдувает ветер – как будто она едет не в метро, а в машине с открытым верхом.
Как говорят в ГУП «Петербургский метрополитен», на следующей станции, «Чернышевская», из состава высадили всех пассажиров, и он уехал в депо. Однако нужно отметить: судя по смеху пассажиров и по тому, что они заранее достали телефон, поезд ехал с открытыми дверями уже несколько станций.
Как выяснила «Фонтанка», это не первый такой случай, произошедший на «красной» линии в последнее время: по информации нашего издания, их было как минимум два. Предварительная причина данных инцидентов следующая: с 2010 года на «красной» линии в качестве эксперимента устанавливается современная система контроля положения раздвижных дверей (КПРД), которая более точно показывает машинисту, где именно не закрылась дверь и с какой стороны. Однако в последнее время участились случаи ошибки КПРД, как, например, 4 июня. Система показывала машинисту, что двери закрыты, однако на самом деле это было не так. Как говорят в самой подземке, точная причина отказа техники сейчас выясняется, а саму неисправность обещают устранить в ближайшее время. При этом точной статистики по количеству таких инцидентов у ГУП «Петербургский метрополитен» нет: узнать о них подземка может только в том случае, если о поездке с открытыми дверьми сообщит пассажир.
Подчеркнем: система КПРД установлена только на «красной» линии и не на всех составах. При этом может так получиться, что из восьми вагонов, формирующих состав, она поставлена только на нескольких. Таким образом, предсказать, где именно техника откажет в следующий раз и поезд отправится в тоннель с открытыми дверями, достаточно сложно. И хорошо, если это будет поздний вечер, как это произошло 4 июня, а не в час пик. Какие последствия могли наступить в том случае, если бы любопытствующие дети, подростки подошли к дверям во время движения и не были осторожны, страшно представить. Средняя максимальная скорость, которую развивает на перегонах поезд метро, реально составляет около 50 километров в час.
В руководстве подземки теперь просят пассажиров помочь метрополитену и сообщать обо всех подобных случаях. А эксперты советуют не подходить близко к открытой двери – существует риск, что вас засосет в тоннель воздушным потоком.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»