Весной этого года генеральный директор ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» Артур Тринога предложил создать дочернюю компанию, которая должна была заняться обслуживанием зданий, и делать это лучше, чем жилкомсервисы. О том, как отреагировали на эту инициативу власти, и о новых идеях по реформированию теплового хозяйства Артур Тринога рассказал журналу «Город 812».
- Вы предлагали создать управляющую компанию на базе «ТЭК». Почему вы считали, что сможете лучше обслуживать жилье, чем жилкомсервисы?
- Для начала - откуда появилась эта идея. У нас есть объекты, которые обслуживаются сторонними управляющими компаниями. В частности, здание на Белоостровской улице. И когда мы увидели, с каким качеством там работает управляющая компания, то поняли, что нас это не устраивает.
- А что именно не устраивало?
- Несвоевременный вывоз мусора, проблемы с лифтами, проблемы с кондиционированием и вентиляцией, проблемы с водоснабжением. Управляющая компания на это внимания не обращала. И мы стали искать возможность создать свою управляющую компанию, чтобы она занималась нашими зданиями. Подготовили бизнес-план, оценили кадровые резервы - а у нас есть опытные электрики, сантехники, слесари-тепловики - и поняли, что если подходить к этой работе с той ответственностью, с которой мы подходим ко всем процессам, то сможем обеспечить и лучшее качество, и самое главное – оперативность.
На мой взгляд, главный вопрос в сфере управления домами – это оперативность. Вот, например, в доме, где я живу, два стояка вообще не работают - я массу заявок оставил, никакой реакции. Месяц не работает лампочка – оставляю заявки – опять никто не приходит.
- Жилищники говорят, что тариф на обслуживание домов такой маленький, что его не хватает ни на качественную уборку, ни на быструю замену лампочки.
- Я плачу за квартиру. И мне квартплата кажется довольно большой. Так что, на мой взгляд, здесь дело не в деньгах, а в том, что жилкомсервисы берут на обслуживание по 300 - 600 домов. С которыми они не могут справиться. Притом складывается впечатление, что в этих ЖКСах ИТР больше, чем работников, которые занимаются реальным делом. Жильцы справедливо хотят, чтобы за их деньги им была предоставлена качественная услуга. А им в ответ говорят, что в жилкомсервисах не хватает денег, чтобы обучить персонал. Почему в ГУП «ТЭК» мы можем учить персонал, а они не могут? Я этого не понимаю. Почему вместо квалифицированных работников у них бегают какие-то «универсальные» специалисты, которые и каменщики, и слесари, а летом еще и газон стригут?
В моем понимании рынок обслуживания зданий монополизирован. Нужна демонополизация. При этом начинать надо не с 300 домов, а с малого. И мы тоже хотели для начала потренироваться на своих кошках. На одном своем здании.
- А что вам мешает?
- Мы хотели получить разрешение на создание дочернего общества «ТЭК-сервис». Если я начну брать в штат ГУП «ТЭК» людей, которые будут заниматься обслуживанием коммунальной сферы, то я утяжелю тариф, а это неправильно. Правильно - если этим займется дочернее предприятие со 100-процентным участием ГУП «ТЭК», которое к тарифу на горячее водоснабжение никакого отношения иметь не будет.
- Что в итоге вам ответили на предложение о создании «ТЭК-сервиса»?
- Мы получили отказ от Жилищного комитета, от КУГИ и, как следствие, от Комитета по энергетике.
- То есть вопрос закрыт?
- Я думаю, что вопрос еще не закрыт. Тем более что у нас есть другое направление развития в этой сфере - подготовка к отопительному сезону домовых сетей (они принадлежат не нам, а собственникам зданий) и их дальнейшее обслуживание. При правильном обслуживании - замена фильтров, развоздушивание системы и т. д. – домовые сети работают более эффективно. Некоторые ТСЖ уже обратились к нам с просьбой заняться такой работой. И мы уже разработали схему договорных отношений по обеспечению этих функций. Если шагов навстречу от Жилищного комитета мы не видим, то нам легче наладить прямые отношения с собственникам жилья.
- Такая работа с домовыми сетями дорого обойдется жильцам?
- По расчетам, наши затраты будут не больше того, что берут за то же обслуживание управляющие компании. Конечно, жилкомсервисы часть своего тарифа нам вряд ли отдадут, но ТСЖ вправе самостоятельно решать, кому доверять обслуживание домовых сетей.
- Масса споров была вокруг начисления платы за горячую воду. По постановлению правительства РФ № 354 плата считается по объему потребленной горячей воды, ГУП «ТЭК» выставляет счета в количестве тепловой энергии. Из-за этого возникали все недоразумения?
- Есть у нас предписание и комитета по тарифам, и прокуратуры о тарификации в кубических метрах. И мы уже представили свои данные в Комитет по тарифам. Приведет это к уменьшению платы? Я лично сомневаюсь.
- Много шума было вокруг «трубного дела». Как сейчас происходит замена сетей? Вы контролируете этот процесс?
- Реконструкцию внутриквартальных сетей ведем мы, а большую часть работ на магистральных теплотрассах выполняет ГУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту», подчиненное комитету по энергетике. «Управление заказчика» усилило входной контроль. Наших специалистов тоже часто привлекают. Кроме того, шум вокруг этого дела мотивировал подрядные организации на исключение фальсификационных моментов. Как проходит контроль? Мы изучаем сертификаты труб на предмет их соответствия. Обращаемся на заводы, спрашиваем: выпускали они такую партию?
- Физически по трубе нельзя понять – новая она или не новая?
- А что вы физически определите? Труба окисляется, коричневый налет присутствует даже на новой трубе. Но вот если поверх этого налета идет новая маркировка – тут понятно, что это фальсификат. Не может такого быть! Такие трубы мы не принимаем.
- Говорили, что бывшие в употреблении газовые трубы без проблем подходят для водоснабжения.
- Я ко всему бывшему в употреблении отношусь с недоверием. Мы никаких допусков делать не будем. Будем принимать только новую продукцию с подтвержденным качеством.
- Прорывы на теплотрассах действительно связаны с поставками б/у труб?
- Скажу так: у нас достаточное количество технологический нарушений на трубах, которые находятся еще в гарантийном периоде (раньше это 5 лет, сейчас 10).
- А в целом - теплоснабжение в Петербурге насколько эффективно устроено?
- У нас есть предложения по изменению всей системы теплоснабжения Петербурга. У нас сегодня несколько игроков на этом рынке – ГУП «ТЭК», ТГК-1, «Теплосеть Петербурга», «Петербургтеплоэнерго» и две независимые станции – Северо-Западная ТЭЦ (принадлежащая «ИнтерРАО») и Юго-Западная ТЭЦ (принадлежит городу). Суммарных мощностей всех ТЭЦ и котельных больше, чем нужно Петербургу. Поэтому я считаю, что необходимо закрыть наши неэффективные котельные – конечно, там, где это возможно, - и переключиться на мощности ТЭЦ (они сегодня используются не на 100 процентов).
У ГУП «ТЭК» сейчас 278 котельных, я считаю, что в 3 - 5-летней перспективе мы может закрыть 50 небольших котельных. А освободившиеся кадры будем переводить в наше дочернее общество «ТЭК-сети».
- Что такое «ТЭК-сети»?
- Сегодня мы работаем и в области генерации тепла, и по его транспортировке. Это два регулируемых вида деятельности, но ГУП «ТЭК» получает единый тариф для населения. Есть идея разделить нашу деятельность на генерацию и сети, генерацией будет заниматься «ТЭК-генерация», сетями – «ТЭК-сети». Единственным участником обоих будет город в лице ГУП «ТЭК». Естественно, надо будет акционировать эти общества. Тариф на генерацию, за счет закрытия неэффективных котельных и сокращения персонала, будет приближен к экономически обоснованному.
А для «ТЭК-сети» будет сразу установлен экономически обоснованный тариф, который предусматривает возможность замены сетей. Тем самым мы создадим условия для развития, укладываясь при этом в существующие тарифы, и сможем начать работу по привлечению инвесторов.
- Мощности вы будете покупать у ТГК-1?
- Мы и так покупаем порядка 27%. Будем покупать больше. Но главное - в генерации создастся конкурентная среда.
- А что с сетями предлагаете сделать?
- Следующий этап – объединение всех городских сетей. Как было в советские времена. «Тепловые сети» (сейчас ими владеет на 75% ТГК-1, т. е. «Газпром», и на 25% город) сливаются с «ТЭК-сетями» и становятся городской компанией.
- А доля «Газпрома» куда денется?
- Останется. Предположим, в такой пропорции: 75% у города, 25% - у ТГК-1.
- Для разделения тарифа на генерацию и транспортировку нужно федеральное решение?
- Нет. Это решение принимает комитет по тарифам Санкт-Петербурга. И главное, что для населения в сумме тариф останется таким же, как и сейчас.
- На какой стадии эта идея?
- Мы подготовили бизнес-план. Думаю, до конца месяца представим его в комитеты администрации. Пока мы контактируем с вице-губератором Лавленцевым. Разговариваем с ТГК-1 - я втихомолку ничего не делаю.
- Сколько лет уйдет на реализацию такого плана?
- Мне кажется, это перспектива одного года - двух лет. Надо понимать - рано или поздно, со мной или без меня - это предприятие придет к необходимости реорганизации. Хотелось бы, конечно, чтобы это позволили осуществить мне.
Сергей Балуев,
главный редактор журнала "Город 812"