В Госдуму внесён проект обещанного Владимиром Путиным постановления об амнистии по экономическим статьям Уголовного кодекса. "Долгожданное, но не оправдавшее надежд" – так оценивают документ представители юридического сообщества. Условия, на которых государство готово быть гуманным к бизнесу, могут на практике свести к нулю саму идею об освобождении предпринимателей.
Госдума планирует принять постановление ещё до ухода на каникулы, то есть – в течение следующей недели. Называют вероятную дату – 2 июля. После вступления в силу документ подлежит исполнению в течение полугода. Таким образом, к январю могут быть амнистированы, по разным оценкам, от шести до десяти тысяч человек, признанных виновными или обвиняемых по 27 статьям Уголовного кодекса.
А ведь ещё недавно эксперты предсказывали другие цифры: 50 статей УК для амнистии – и порядка сотни тысяч амнистированных.
"Руководствуясь принципом гуманизма"
Такими словами начинается проект постановления Государственной думы "Об амнистии". Следом идёт, как сказано в пояснительной записке, "исчерпывающий перечень преступлений", предусмотренных документом. Отбывающие срок в колониях выйдут на свободу. С осуждённых условно, с получивших отсрочку исполнения приговора, с условно-досрочно освобождённых будет снята судимость. Уголовные дела в отношении обвиняемых подлежат прекращению. Если им инкриминировалась статья из "исчерпывающего перечня".
Напомним, что тема экономической амнистии давно муссируется, и бизнес-омбудсмен Борис Титов вновь поднял её во время майской встречи президента с предпринимателями в Воронеже. Тогда Путин счёл, что идея "носит достаточно сырой характер". За месяц она (идея) "подсохла" до такой степени, что на Петербургском экономическом форуме глава государства сам объявил о предстоящей амнистии. Которая "не только является актом гуманизма", она даст "возможность перезагрузить широкий спектр общественных отношений, работу нашей правоохранительной и судебной систем, реализовать наши планы по кардинальному расширению пространства для предпринимательской инициативы и в целом укрепить доверие граждан к институту предпринимательства".
Это было сказано 21 июня. 25-го числа проект "Постановления об амнистии" был внесён в Госдуму.
– В проект вошли экономические статьи, – комментирует документ глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. – У нас есть глава в Уголовном кодексе – преступления в сфере экономической деятельности, и основной набор статей – оттуда. Совершенно очевидно, что речь идёт об экономической амнистии, о которой говорил президент на форуме.
Адвокат Генри Резник в разговоре с "Фонтанкой" приветствовал появление документа.
– Необходимо осуществить амнистию в отношении как можно более широкого круга лиц, которые осуждены за преступления в сфере предпринимательской деятельности! – торжественно заявил он. – Многие предприниматели признаны виновными без вины. В ту пору, когда наша экономика вступает в этап турбулентности...
И тут выяснилось, что самого акта об амнистии выдающийся адвокат пока не читал. Он просто рад, что "инициативные, предприимчивые люди, которые не сидят на шее у государства", выйдут на свободу. Хотя перечня статей и не видел. А зря. Зря не видел и зря рад.
– Мы пока не комментируем этот документ, – сдержанно ответил "Фонтанке" адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант. – Пока это только проект, он может измениться.
– Это – не амнистия, – коротко оценил проект адвокат Сергей Афанасьев.
– Жалкий документ, – согласилась с ним адвокат Наталья Белоусова. – Хотя лучше уж такая куцая амнистия, чем совсем никакой.
27 пунктов
До такого количества сократился перечень статей Уголовного кодекса для применения амнистии.
От наказания будут освобождены граждане, осуждённые по следующим статьям:
- 146 – Нарушение авторских и смежных прав;
- 147 – Нарушение изобретательских и патентных прав;
- 159.1 – Мошенничество в сфере кредитования;
- 159.4 – Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности;
- 171 – Незаконное предпринимательство;
- 171.1 – Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции;
- 172 – Незаконная банковская деятельность;
- 173.1 – Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица;
- 173.2 – Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;
- 174 – Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем;
- 174.1 – Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления;
- 176 – Незаконное получение кредита;
- 177 – Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
- 178 – Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (части 1, 2);
- 180 – Незаконное использование товарного знака;
- 181 – Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм;
- 191 – Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;
- 192 – Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней;
- 193 – Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;
- 194 – Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (части 1, 2, пункт в части 3);
- 195 – Неправомерные действия при банкротстве;
- 196 – Преднамеренное банкротство;
- 197 – Фиктивное банкротство;
- 198 – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
- 199 – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
- 199.1 – Неисполнение обязанностей налогового агента;
- 199.2 – Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Юристы отмечают, что авторы проекта не забыли внести в перечень статьи, которые достаточно редко работают на практике и по ним не сидит много людей. Зато тех статей, что применяются сплошь и рядом именно к бизнесменам, в списке нет. Например, не включили в него пресловутую 159-ю – о мошенничестве. Самую, как считают юристы, "предпринимательскую".
– Все "заказные" посадки – в основном по статье о мошенничестве, – говорит адвокат Юрий Новолодский. – Это своего рода способ конкуренции на рынке, ведь легче "заказать" кого-то, чем честно конкурировать с ним. В своё время, когда у нас попытались ограничить посадку предпринимателей, статья о мошенничестве стала "резиновой", потому что позволяла привлекать людей и говорить, что состав "мошенничество" не связан с предпринимательской деятельностью.
– Бутырка заполнена предпринимателями, которых привлекают по 159-й, но эта статья в список не попала, – отмечает Ольга Михайлова, адвокат Алексея Навального. – В этом списке подобраны такие статьи, по которым очень мало людей привлечено.
Кстати, Навальному рассчитывать не на что: его 160-я (присвоение, растрата) в списке тоже не значится. Не попадут под амнистию и петербургские предприниматели – фигуранты громких дел. Так, адвокат Татьяна Дробышевская, которая защищает проходящего по "трубному" делу Андрея Кадкина, напомнила "Фонтанке", что её доверителю вменяется пресловутая 159-я.
Отметим, ряд статей, указанных в постановлении, применяются "в комплекте" с другими – не внесёнными в перечень. Так, легализация обычно сопутствует мошенничеству или хищению, а дело об одной только легализации преступно нажитых денег – большая редкость. При этом в проекте постановления чётко сказано: его действие не распространяется на тех, кто совершил вышеперечисленные преступления "в совокупности с другими… предусмотренными Уголовным кодексом". Так, например, известный петербургский предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин) осуждён за легализацию преступно нажитого и за мошенничество. Так что амнистии ему не будет. И Навальному по "делу "Ив Роше" тоже не будет, потому что там оппозиционеру вменяется всё тот же джентльменский набор – мошенничество плюс легализация.
Отдать всё
В проекте постановления названы и другие условия: кандидат на амнистию привлекается к уголовной ответственности впервые, и он возместил материальный ущерб. Последнее касается и тех, кто ещё только под следствием. То есть сумма ущерба судом не доказана, но если хочешь прекратить дело по амнистии – вынь да положь потерпевшему столько, сколько насчитал следователь. Такую трактовку "Фонтанке" подтвердил Павел Крашенинников.
– Если человек не признаёт ущерба, то на него амнистия не распространяется, – признал он.
Это условие вызвало особенно жёсткую критику у юристов.
– Государство пришло на помощь не тем, кого незаслуженно осудили по "заказным" делам, а тем, кто их засадил, – считает Юрий Новолодский. – Если человека необоснованно привлекли к ответственности и его конкуренты выстроили конструкцию, при которой он должен им 500 миллионов, то ему придётся отдать 500 миллионов тем, кто его заказал! Получается: хочешь выйти по амнистии – признай вину и отдай всё, что имеешь, даже если не виноват.
Поэтому, резюмирует Новолодский, "ожидание того, что амнистия захватит широкий круг предпринимателей, не оправдалось".
– Такие условия сильно сужают круг людей, которые могут попасть под амнистию, – согласен с этим адвокат Андрей Тындик. – Увы, но в своей практике я не вижу ни одного клиента, на которого эта амнистия могла бы распространяться. Получается, что это постановление – только декларация послабления предпринимателям со стороны государства.
Павел Крашенинников парирует от лица коллег-законодателей.
– У нас нет цели освободить как можно больше людей, – говорит он. – Есть цель сделать это как можно эффективнее.
Разница между "как можно больше" и "как можно эффективнее" осталась загадкой.
А по некоторым статьям условие о возмещении ущерба делает амнистию и вовсе бессмысленной.
– Во внесении статей 198 и 199 (налоговых) вместе с условием о возмещении ущерба я не вижу смысла, – говорит Сергей Афанасьев. – Такие дела и так прекращаются после возмещения, для этого не нужна амнистия. Так что амнистия была долгожданной, но надежд не оправдала.
Поправлять постановление, что-то добавлять в него или вычёркивать, как сообщил "Фонтанке" Павел Крашенинников, в Думе не планируют: "Президент внёс!" – многозначительно объяснил он.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"