Двоим петербуржцам, подозреваемым в поджоге общежития для приезжих рабочих в доме 59 по Балтийской улице, избрана мера пресечения в виде ареста. Под стражей вместе с известным в националистически ориентированных кругах активистом вполне мирных «Русских пробежек» оказался никому не знакомый инженер, о котором до этого ничего не слышали даже политические активисты. Но сыщики и следователи опровергают обвинения националистов поисках козла отпущения: о том, что фигуранты имеют националистическое мировоззрение, оперативники узнали уже после того, как вышли на вероятных поджигателей.
Общежитие «Экономъ» в доме 59 по Балтийской улице подожгли около 22 часов 12 апреля. Двое мужчин молча бросили пластиковые бутылки с горючей смесью в окна второго этажа, загорелось сильно и весело. Трое проживающих получили ожоги, остальные 250 жильцов оказались на улице. Основной контингент хостела составляли гости Петербурга из ближнего зарубежья, что наводило на определенные мысли.
О раскрытии преступления полиция и Следственный комитет сообщили 27 июня. Задержанных, по словам правоохранителей, полностью признавших вину в злодеянии, двое. 30-летний Николай Антипанов и 24-летний Алексей Коняхин. Обе личности вызывают вопросы и не похожи на классических экстремистов.
Инженер-программист
Николай Антипанов, работавший программистом в ЦНИИ «Электроприбор», известен как организатор «Русских пробежек». Он открыто придерживался националистических взглядов. С уголовным законом до этого неприятностей не имел, но неоднократно доставлялся в отделы полиции за участие в несанкционированных акциях «За свободные выборы» и мероприятиях «Русской пробежки» в 2011–2012 годах. Как рассказал «Фонтанке» являющийся доверенным лицом Антипанова адвокат Динар Идрисов, в начале 2013 года Николай от «Русской пробежки» отошел из-за разногласий с лидерами движения, которые начали сближаться со слишком проправительственным, по мнению Антипанова, «Народным собором».
Но на поджигателя общежития с гастарбайтерами, по мнению единомышленников, Антипанов никак не похож.
Один из организаторов «Русских пробежек» Дмитрий Дейнеко описывает Антипанова как спокойного, мирного парня, юридически грамотного и «прекрасно понимающего, что за что бывает». Как миротворца, а не боевика. «Мигранты — не его горячая тема, Николай больше оппозиционер и правозащитник, - объясняет Дейнеко, - непонятно, что его на это могло побудить. Не его стезя».
У адвоката Динара Идрисова есть серьезные сомнения, что признания, о которых говорит следствие, получены с соблюдением закона. «Не прошло и трех часов с момента задержания, как от имени Николая было подписано признательное показание. Без адвоката. У нас есть сомнения, что Николай добровольно подписал эти показания». Более подробные комментарии адвокат Идрисов до встречи с Антипановым счел преждевременными.
Инженер-исследователь
Личность второго предполагаемого поджигателя, в отличие от публичного Николая Антипанова, загадочна. 24-летний профессорский сын из ИТМО, инженер-исследователь Алексей Коняхин неизвестен ни в националистических кругах, ни в либеральных. О таком знакомом своего сына не слышали и родители Николая Антипанова. Никакого криминального прошлого. Не то что криминального, ни одного зарегистрированного административного правонарушения. Неизвестен такой человек и интернет-сообществу, во всяком случае под своим именем.
Сначала — поджигатели, потом — националисты
Собеседники «Фонтанки» в Следственном комитете и уголовном розыске скептицизм не разделили. Более того, выразили уверенность, что арестованные дойдут до суда, не отказавшись от своих первоначальных признаний, ибо вина их, как считают правоохранители, доказывается научно и безупречно. А то, что оба задержанных, видимо, придерживаются идеологии русского национализма, так об этом сыщикам и самим стало известно после того, как они раскрыли инкогнито поджигателей.
«Это не тот случай, когда выбрали подходящего националиста-экстремиста, ткнули в него пальцем и назначили ответственным, - поделились сыщики, - поднимал это дело уголовный розыск, и раскрытие — результат виртуозной работы на месте происшествия, которая и привела к конкретному человеку. Оказался националистом».
Первого подозреваемого оперативники убойного отдела полиции Кировского района смогли установить уже через неделю после пожара. Поджигателей видели свидетели, показали, куда те побежали. Район прошерстили, нашли все видеокамеры, которые могли зафиксировать убегавших, удача улыбнулась. Когда оперативники поняли, что преступники не воспользовались автомобилем, стало проще. Подключился отдел по раскрытию умышленных убийств петербургского полицейского главка. Как именно уголовному розыску удалось проследить путь одного из метателей до дома, журналистов просили не говорить — отловленные злодеи не последние, и криминальный ликбез может повредить сыску.
Дальнейшее было делом техники. Преимущественно специальной. О содержании проведенных мероприятий следствие не распространяется, но соседи Николая Антипанова рассказывают, что во время обыска его комнаты в общежитии кроме ацетона, электролита, гидроперита и прочих химикатов было изъято и некое устройство для скрытой аудиозаписи. Можно предположить, что записи разговоров, на сугубую конфиденциальность которых рассчитывали собеседники, послужат доказательствами обвинения.
Задержание явилось полной неожиданностью и для Николая Антипанова, и для Николая Коняхина, которые не предполагали, что их могут обнаружить. 27 июня обоим задержанным была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, до 5 июля им должны предъявить обвинение. Напомним, что следователи расценили поджог общежития как покушение на убийство двух и более лиц.
Что касается личности подозреваемых, то правоохранители настроены философски. «Да, не состоял, не был, не привлекался. Тайный сочувствующий, нашедший единомышленников. Такое бывает». И предложили вспомнить историю с убийством националистами гражданина Ганы в 2009 году. Обвиняемые нашли друг друга и познакомились в Сети. И вспомнили слова одного из подельников по давнему делу: «Националистическое движение зародилось на улице, а умрет в Интернете».
P. S. В сгоревшем по "националистическим мотивам" общежитии примерно 30 процентов проживающих составляли славяне с Украины и из Белоруссии.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»