Депутаты Госдумы проголосовали за отмену абсолютного нуля промилле для водителей. Норма, действовавшая 2 года, признана неэффективной. Уже с 1 сентября 2013-го в правила вернется определение погрешности в измерениях алкотестера, установленная в 0,35 промилле. «Фонтанка» решила вспомнить, как внедряли "сухой" закон для водителей, к чему он привел и как страна жила до пресловутого «предельного уровня алкоголя в крови».
Кнут не помог
Решение о введении «сухого закона» для водителей в России созрело в уме экс-президента, а ныне главы правительства Дмитрия Медведева весной 2010 года. Несколько громких аварий с участием пьяных автомобилистов укрепили мысль о неэффективности разрешенных 0,3 промилле и необходимости применения абсолютного нуля.
Отмечалось: за время действия нормы в 0,3 промилле количество ДТП с нетрезвыми водителями возросло в геометрической прогрессии. Чтобы это остановить, необходим «сухой закон», при котором карать лишением прав будут за самую минимальную дозу алкоголя в крови. В Госдуме президента безоговорочно поддержали. Не изучая мнение экспертов, а основываясь лишь на собственном представлении о дорожной справедливости, депутаты почти единогласно (449 из 450) проголосовали за 0 промилле в мае 2010-го. Полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх заявил, что под запретом для водителей оказываются даже квас и кефир, и призвал автомобилистов отказаться также от спиртосодержащих лекарств.
Впрочем, ни к чему кроме массовой истерии добропорядочных водителей, которые начали выбрасывать из холодильника кисломолочные продукты, бананы и конфеты с коньяком, изменения в законе не привели.
«Сухой закон», который начал действовать с января 2011 года, желаемого эффекта не достиг. По данным ГИБДД, число аварий, произошедших по вине пьяных водителей, и за время его применения выросло на 3,5%, количество жертв таких ДТП увеличилось на 15%.
Столько же — 15% — стало водителей, лишенных прав за мизерное количество алкоголя в крови. По статистике, такое количество от всех задержанных за пьяную езду признавались нетрезвыми при наличии от 0,1 до 0,2 промилле. Эти данные были озвучены защитниками прав автомобилистов в начале этого года. После того как шокирующие цифры были обнародованы, вопрос об отмене 0 промилле встал ребром.
«Пряник» с начинкой
В феврале в правительство было направлено предложение депутатов от ЛДПР о смягчении порога до 0,2 промилле. Однако оно осталось без должного ответа. Против послабления в борьбе с нетрезвыми за рулем выступили ГИБДД и Роспотребнадзор. В автоинспекции сообщили, что садиться за руль нельзя не только пьяным, но и больным, к примеру сердечно-сосудистыми заболеваниями. А глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выразил опасения, что снижение порога содержания алкоголя в крови приведет к различным спекуляциям на эту тему.
К вопросу вернулись в апреле этого года. Выступая перед депутатами, Дмитрий Медведев заявил о готовности проявить гибкость в спорах о «нулевом промилле». Но отметил, что речь может идти лишь о фиксации в законе мизерной, незначительной погрешности приборов измерения, а не о разрешении употреблять за рулем.
Защитники законопроекта уверены, что в этом вопросе на председателя правительства оказал влияние президент, который в марте на заседании ОНФ заявил: «Это необходимо обсуждать с привлечением экспертного сообщества».
Сказано — сделано: эксперты приступили к работе и уже в июне представили результаты. Как и ожидалось, допустимыми были признаны ранее действовавшие нормы — 0,35 промилле или 0,16 миллиграмма в литре выдыхаемого воздуха. Исследование, проведенное Минпромторгом, было одобрено правительством и комитетом Госдумы по конституционному законодательству на прошлой неделе. В качестве поправки к рассматриваемому в нижней палате закону о «Безопасности дорожного движения» норма о 0,35 промилле была рассмотрена на заседании 2 июля. Одобрили ее меньше депутатов, чем в 2010-м проголосовали за «сухой закон». "За" высказались 379 народных избранников, двое были "против", один воздержался.
В третьем чтении, как планируется, депутаты рассмотрят проект закона 3 июля. В силу он может вступить уже с 1 сентября 2013-го года.
Вместо ноля промилле на желающих выпить перед вождением страх должны будут нагонять новые штрафы — 50 тысяч рублей и 200 тысяч при повторном нарушении. Они также начнут действовать уже в этом году.
Как было раньше
То, что власть имущие признали и исправили ошибку, конечно, не может не радовать. С другой стороны, очевидно, что проблема пьяного вождения в стране так и не решена. И при «сухом законе», и в его отсутствие количество пьяных на российских дорогах только растет.
Конечно, отчасти это связано с ростом автомобилизации самой по себе. За последние 8 лет количество легковых машин в стране увеличилось в 1,5 раза. Но отчасти, как полагают некоторые эксперты, проблема скрыта в неравенстве водителей перед законом.
Сухая статистика в последние годы фиксирует количество аварий с пьяными, не разделяя этих людей на тех, кто выпил кефир, и тех, кто позволил себе пару бутылок спиртного. Раньше такая градация была. А для определения степени трезвости водителя промилле не являлись главным критерием. Пьяным человека мог признать только медицинский эксперт. Врачи оценивали прежде всего состояние водителя, его реакцию. И даже если небольшая доза алкоголя в крови присутствовала, а признаков опьянения не было, автомобилиста не признавали нетрезвым. Как правило, пьяными врачи признавали водителей, в крови которых обнаруживалось более 0,5 промилле.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»