В распоряжении «Фонтанки» оказались проекты трех новых станций «оранжевой» линии, которые планируется построить к 2020 году, – «Большого проспекта», «Шкиперской» и «Морского фасада». Их архитектура будет так или иначе связана с водной тематикой: так, «Большой проспект» сделают похожим на канал, а «Шкиперскую» украсят декором в виде парусов.
Согласно действующей схеме развития метро, к 2020 году за существующей станцией «Спасская» на «оранжевой» линии должны появиться еще четыре – «Театральная», «Большой проспект», «Шкиперская», «Морской фасад».
«Театральная» будет находиться рядом с Мариинским театром, остальные три станции – на Васильевском острове.
Конкурс на подготовку проекта «Театральной» прошел в сентябре 2010 года. Об архитектурном решении этой станции «Фонтанка» уже рассказывала. Проектировщик – «Ленметрогипротранс» – предложил оформить арки, через которые мы будем проходить к поездам, в виде театрального занавеса, а на стене путевого тоннеля повесить зеркала и протянуть металлический поручень, как в репетиционном зале в балетном училище.
Тендер по проектированию трех других станций – «Большой проспект», «Шкиперская» и «Морской фасад» прошел осенью 2011 года, его также выиграл «Ленметрогипротранс». В распоряжении нашего издания оказались архитектурные эскизы этих трех станций. Учитывая, что проектно-сметная документация еще не прошла экспертизу, определенные детали могут поменяться, но общая концепция, скорее всего, сохранится.
Внешний вид этих станций так или иначе будет связан с водной тематикой. Начнем с «Большого проспекта». Как следует из названия, эта станция будет расположена на Большом проспекте Васильевского острова, в районе пересечения с Косой линией. Выходов с нее будет два – первый в сторону Горного университета и второй на сам Большой. При разработке архитектурного облика специалисты «Ленметрогипротранса» отталкивались от концепции архитектора Доменико Трезини, который при планировке острова в начале XVIII века предложил покрыть его сетью параллельных каналов. Эта идея, как известно, так и не была воплощена в жизнь, а вместо каналов Васильевский прорезают прямые улицы – линии.
По замыслу проектировщиков, подземный вестибюль станции как раз и будет похож на Васильевский остров, каким его видел итальянский архитектор. Пилоны, которые будут отделять центральный зал от посадочных платформ, облицуют в основном светло-голубым мрамором. Сбоку и сверху на пилонах сделают своеобразную окантовку из коричневого камня, которая по своей форме будет напоминать арку моста. Венчать арку будет ажурный декоративный элемент, похожий на ограду моста. За этим декором спрячут светильники.
«Шкиперская» будет находиться в районе пересечения Наличной улицы и Шкиперского протока. Предполагается, что один выход будет на Наличную, а другой – ближе к центральному участку ЗСД, который, как ожидается, построят к 2016 году. Естественно, что станция с таким названием может быть посвящена только морю. Так, в подземном вестибюле к своду центрального зала прикрепят облицовочные экраны, которые будут напоминать паруса.
Еще более смелое решение предусмотрено для наземного вестибюля: здесь потолок украсят решеткой в конструктивистском стиле. Снизу на ней будут изогнутые металлические листы, напоминающие то ли паруса, то ли просто морскую волну. К краям этих листов, в свою очередь, прикрепят светильники. Свет от них будет отражаться в вогнутой части металла и одновременно – в полу с зеркальным покрытием.
Если «Большой проспект» и «Шкиперская» будут станциями глубокого заложения, спускаться на которые нужно несколько минут на эскалаторах, то «Морской фасад» – мелкого. Она будет расположена в районе одноименного пассажирского порта в западной оконечности Васильевского острова, причем уже на намывной территории. Попасть на станцию можно будет по лестничным спускам и по траволаторам – небольшим эскалаторам без ступенек.
Конструктивное решение станции будет необычным для петербургского метрополитена: в центре зала поставят мощные колонны, по своему внешнему виду напоминающие кили кораблей. Своды будут подчеркнуты рельефными балками, которые будут начинаться у основания колонн, а заканчиваться – на стене путевого тоннеля. Все это придаст станции динамику и энергичность.
Подчеркнем, что проекты всех четырех станций еще не прошли экспертизу. Ожидается, что конкурс на строительство «Театральной» и «Большого проспекта» может быть в 2014 году. Для этого комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который теперь курирует строительство метро, подготовил изменения в концепцию развития транспорта Петербурга до 2015 года. Согласно этим поправкам, только в ближайшие два года на продолжение «оранжевой» линии может быть потрачено 11,2 млрд рублей. Точные сроки начала работ по строительству «Шкиперской» и «Морского фасада» пока не определены.
Отметим также, что в конце 2013 года планируется выставить на тендер право на строительство продолжения Фрунзенского радиуса («Площадь Славы», «Дунайская», «Шушары»), а в 2014 – первой очереди Калининско-Красносельской линии (шесть станций). Кроме того, в конце 2013 года откроется второй выход со «Спасской», а в середине 2015 – со «Спортивной». Наконец, к чемпионату мира по футболу 2018 года должны продлить «зеленую» линию от «Приморской» до «Улицы Савушкина» с промежуточной станцией рядом с новым стадионом «Зенита». На эти цели федеральное правительство выделяет 12,5 млрд рублей, столько же должен направить Смольный из регионального бюджета.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»