Петербургские логистические компании заявляют о снижении грузооборота в первой половине 2013 года. Из Северной столицы стало отправляться меньше стройматериалов, погрузка черных и цветных металлов упала на 20%. «Происходящее указывает на то, что вскоре может начаться кризис», – считают некоторые бизнесмены. Аналитики смягчают краски: катастрофы ждать не стоит, но стагнация в экономике очевидна.
Большой порт Санкт-Петербург опубликовал отчет о деятельности за первую половину 2013 года. Грузооборот за шесть месяцев снизился на 2%, составив 27,4 млн тонн, следует из документа. Вырос поток нефти, зерна и минеральных удобрений, перегружаемых в Петербурге, но показатели по другим навалочным и насыпным грузам упали на 35 – 62%. Черные, цветные металлы и металлолом потеряли в среднем около 20% оборота.
Беспокойство демонстрируют и частные стивидорные компании, работающие в порту. ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», входящее в UCL Holding Владимира Лисина, проинформировало о снижении грузооборота на 12% по сравнению с первой половиной 2012 года – до 3,96 млн тонн. «Перевалка черных металлов сократилась на 27%, до 1,36 млн тонн, цветных – на 4%, до 967 тысяч тонн», – отметили представители предприятия. Они связывают негативную динамику с падением спроса на металл на рынках Европы и США.
В ЗАО «Первый контейнерный терминал» (входит в Национальную контейнерную компанию депутата Госдумы Виталия Южилина и бизнесмена Андрея Кобзаря) заявляют о росте грузооборота с 524,6 до 540,3 тыс. TeU. Однако показатели, поднявшиеся на 3%, не вызывают у предпринимателей ощущения стабильности. «Товары, раньше отгружаемые большими навалочными партиями в Южную Америку и Китай, теперь разбивают на мелкие порции и отправляют в контейнерах. Это, в том числе, касается цветных и черных металлов», – объясняют здесь. И добавляют, что за шесть месяцев увеличилась доля порожних контейнеров, идущих за рубеж. «Кризисные явления с учетом снижения спроса на сырье, которое ощущается за рубежом, возможны. И в случае девальвации рубля они затронут всех, – предполагают сотрудники терминала. – Но сильнее других пострадают те, кто сидит на однообразном потоке грузов».
В ПКТ, кстати, подтвердили «Фонтанке», что несколько раз переносили сроки реализации проекта по увеличению собственных мощностей (компания совместно с ФГУП «Росморпорт» строит новый причал в Большом порту). Тем временем, по сведениям Ассоциации морских торговых портов России, некоторые проблемы испытывает и петербургский терминал ОАО «Петролеспорт», входящий в группу Global ports. «Контейнерооборот в первой половине 2013 года здесь составил 371,1 тыс. TEU. Он снизился на 9% к аналогичному показателю 2012 года», – сообщили в объединении. У другой «дочки» Global ports – кронштадтского терминала «Моби Дик» – дела обстоят благополучнее. «Оборот увеличился на 3%, до 111 тыс. TEU», – утверждают в Ассоциации морских торговых портов.
Разнонаправленно, но ожидаемо
Областные порты развивались в первой половине 2013 года по схеме, которую можно назвать «разнонаправленно, но ожидаемо». Грузооборот увеличивался у тех, кто модернизировал терминалы или недавно начал строиться с нуля. Усть-Луга, например, дала 54% прироста и завершила полугодие с 28,9 млн тонн переваленных товаров. Положительную динамику показал и Высоцк, где обработали 8 млн тонн – на 31% больше, чем в январе – июне 2012 года. «В Высоцке был перестроен угольный терминал», – напоминает главный редактор информационного агентства PortNews Виталий Чернов.
А вот в Выборге грузооборот упал на 2%, в основном за счет черных металлов и металлолома (последнего обработали на 80% меньше, чем в начале 2012 года). Снизил показатели и порт Приморск, где перегрузили 33,2 млн тонн нефти и дизельного топлива, что на 13% ниже прошлогоднего.
«Кризисной ситуацию назвать тяжело, хотя некоторое замедление в морских грузоперевозках чувствуется, – отмечает Виталий Чернов. – Судя по опыту 2008 - 2009 годов, из-за возможной рецессии в первую очередь пострадает контейнерная торговля. Ведь именно в контейнерах перевозится большая часть товаров народного потребления, на которые в такие периоды снижается спрос». Не стоит экстраполировать конкретные показатели петербургских стивидоров на положение дел во всей мировой экономике, добавляет эксперт. «Спрос на сырье в Европе действительно падает: промышленность Старого Света сейчас стоит на месте. Но между тем экономический рост наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Петербург менее чувствителен к указанным процессам, так как большинство товаров отсюда идут в европейские страны», – заключает Чернов.
Ни вперед, ни назад
Остальные перевозчики ни особых успехов, ни провалов не продемонстрировали, в общем, топчась на месте. Октябрьская железная дорога констатировала снижение погрузки на 1,9% по сравнению с январем – июнем 2012 года, до 49,9 млн тонн. «Замедление вызвано техническими работами у крупнейших клиентов, падением спроса на продукцию строительного комплекса, а также отсутствием роста промышленного производства», – отмечают в ОЖД. Впрочем, по мнению генерального директора агентства Infranews Алексея Безбородова, однозначных выводов из этого сообщения делать нельзя. «Скорее, интересуют объемы разгрузки ОЖД: она всегда была прежде всего принимающей, а не отправляющей дорогой», – подчеркивает он.
В ЗАО «Грузовой терминал Пулково» отмечают снижение перевозок по российским и чартерным линиям и резкий рост количества товаров, оправленных с помощью зарубежных авиакомпаний. «Это объясняется изменениями как частоты выполняемых рейсов, так и открытием новых направлений», – говорят здесь. Всего за шесть месяцев ГТП обработал 14 тыс. тонн грузов, что на 2% больше цифры за аналогичный период прошлого года.
Автомобильные компании заявляют о несущественном снижении грузооборота. «По всему СЗФО, по примерным оценкам, оно составило 3 - 4% за полугодие, – прокомментировал «Фонтанке» руководитель Северо-Западного отделения Ассоциации международных перевозчиков Александр Дацюк. – Возможно, такие показатели связаны с тем, что часть грузов из Китая перестали отправлять в Россию по морю, изначально переориентировав на автомобильные трассы». Между тем фирмы, обслуживающие исключительно российскую территорию, уведомляют о росте показателей. У петербургской компании «ТранКо», к примеру, грузооборот вырос на 45%.
«Я бы не стал говорить кризисе в области грузоперевозок или экономике в целом. Скорее, речь идет о перераспределении усилий между участниками рынка, а также стагнации, которая длится еще с четвертого квартала 2012 года», – резюмирует Алексей Безбородов.
К нему присоединяется ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Снижение показателей в логистической отрасли очевидно, и вряд ли могло сложиться иначе в условиях экономической стагнации, – делает вывод он. – Отдельные положительные данные не меняют картины и лишь подчеркивают общую тенденцию».
По мнению эксперта, ситуация «стагнации-неопределенности» в логистической отрасли продлится до конца года. «В лучшем случае показатели отечественных компаний сравняются с цифрами за 2012 год. При менее позитивном раскладе транспортники сработают хуже на 1 - 4%. Правда, возможно, что отдельные виды перевозок, например контейнерные, окажутся в плюсе», – приходит к выводу представитель «Финам Менеджмент».
Федор Тетерников,
«Фонтанка.ру»