Петербургская епархия готова сесть за стол переговоров с противниками строительства храма в парке Малиновка. Церковь обещает, что проект будет не столь масштабным, как сообщалось ранее, а в качестве компенсации за него прихожане рекультивируют зольный отвал на проспекте Косыгина. Протоиерей Петр Мухин, курирующий стройку, ознакомил «Фонтанку» с православной точкой зрения на конфликт. «Парка в Малиновке пока не существует, но вместе с храмом его создадут», – уверен священник.
Городской суд 22 июля рассмотрит иск горожан, протестующих против строительства храма в парке Малиновка. Смольный, утвердивший в 2011 году проект планировки и межевания этой территории, поступил незаконно, утверждают они. «Фонтанка» решила узнать, как видят ситуацию сами инициаторы возведения культового объекта.
– Что вы можете сказать в защиту проекта? – спросили мы у настоятеля Смольного собора протоиерея Петра Мухина, курирующего строительство.
– Самое главное: неверно думать, что храм возведут в парке. Территория, где планируется собор, пока совершенно не благоустроена. Зеленых насаждений почти нет, осенью и зимой сквер погружается в воду, и приходится перепрыгивать через лужи. Системы водоотведения, дренажа отсутствуют. Для района Ржевки-Пороховых, где живет около полумиллиона человек, нужен по-настоящему благоустроенный парк, и мы поможем его таким сделать.
– «Мы» – это кто? Объясните, пожалуйста, читателям «Фонтанки».
– В районе живет огромное количество людей, и именно они инициировали строительство, обратившись в Санкт-Петербургскую епархию за благословением. Большинство горожан, чьи дома находятся в Ржевке-Пороховых, – православные, хотят воспитывать детей, предлагая им духовно-нравственные ценности. В уже существующий храм (в 2008 году в парке Малиновка была построена церковь Марии Магдалины, зарегистрированная как временная конструкция. – Прим. ред.) ежедневно ходят сотни людей. Здесь работают секции для дошкольников, школьников, студентов – их обучают истории, изобразительному искусству, отправляют в паломнические поездки, готовят к ЕГЭ. Группа инвалидов прихода составляет 150 человек: им оказывают социальную и медицинскую помощь, помогают занять активную жизненную позицию.
Но возможности вместить всех нет: только воскресную школу надо расширять в три раза. В праздничные дни церковь, рассчитанная на 500 человек, переполнена.
– Вы говорите, что сторонников строительства много. Но почему их, в таком случае, никто не видит? Быть может, прихожанам стоит последовать примеру градозащитников и выйти на митинг?
– Церковь призвана не создавать напряжение в обществе, а свидетельствовать свою веру поведением, конкретными добрыми делами, социальными, нравственными и благотворительными убеждениями. На митинг мы никогда не пойдем. Где видано, чтобы церковь митинговала?
– Может быть, в таком случае, назовете примерное число сторонников проекта?
– Я скажу так: начнет строиться храм – его будут создавать все. Ведь сколько в Петербурге православных? Есть разные подсчеты, но, как мне кажется, нас 5 миллионов. Можно не ходить в церковь, не знать слова Евангелия, но по своему душевному складу оставаться верующим человеком.
– Кем же тогда являются многочисленные петербуржцы, подписавшие петицию с просьбой наложить вето на проект? Не горожанами? Или не православными?
– Это у них нужно спросить, кто они. Я сам часто задаюсь подобным вопросом. Но, конечно, желаю этим людям только благоразумия, здоровья, благополучия, радости в реальных добрых делах. Горожанин должен приносить обществу пользу своей позицией, настроением, профессиональными возможностями. Кто больше подходит под это определение – градозащитники или община храма в Малиновке – судить не мне.
– Вы лично общались с противниками проекта?
– Весной этого года прихожане организовали субботник по очистке парка. Противники строительства пришли, чтобы побеседовать с нами. Но, кроме напряжения и агрессии с той стороны, к сожалению, ничего услышать не удалось.
– Что говорили градозащитники?
– Не будем об этом. Я же все-таки священник.
– А нет ли у вас планов провести более организованные переговоры: в спокойной обстановке, за "круглым столом"?
– Эту хорошую, добрую мысль, я, наверное, по вашей инициативе воплощу в жизнь.
– Защитники Малиновки, кстати, предлагали альтернативный вариант решения проблемы: возвести церковь на зольном отвале на проспекте Косыгина, напротив парка. Тогда и Малиновка не пострадает, и новая территория будет облагорожена. Вы эту возможность рассматривали?
– Как ее можно рассматривать, если пройден определенный путь? Где были эти люди в 2010 году, во время общественных слушаний? У меня есть другое предложение: распространить зеленую территорию и на зольный отвал, провести там рекультивацию. Церковь готова приступить к этим работам одновременно с началом строительства. Мы также собираемся привести в порядок и сам парк. Еще раз напомню, что никакого вреда Малиновке не грозит. На выделенном под стройку участке деревьев нет, а те, что есть, мы пересадим.
– Говорят, что проект будущего храма за последнее время сильно изменился. От довольно неуклюжего эскиза работы Ивана Уралова, появившегося в сети в 2011 году, было решено отказаться?
– Эти изображения я не публиковал, никакого отношения к ним не имею, и епархией эскиз никогда не рассматривался. Мы изначально сотрудничали с мастерской «Интерколумниум»: по задумке архитекторов, в Малиновке будет создано строение в легком византийском стиле, похожее на Морской собор в Кронштадте. Его высота вместе с крестом достигнет 67 метров, а площадь участка, который останется под храмом после завершения работ, составит всего 0,4 га.
Помимо церкви в здании разместится библиотека с богословской, философской, научной и культурологической литературой, а также музей истории блокады. Эти ресурсы, конечно, будут доступны для всех горожан. Одновременно здание сможет вместить 1,5 тысячи человек, но, боюсь, даже такие площади не удовлетворят насущных потребностей.
– Что произойдет с оставшейся частью земли после окончания строительства? Всего Смольный выделил церкви 2,1 га.
– Остальное будет отдано под благоустройство – рядом с храмом появятся детские площадки, фонтаны. Участок, кстати, отдан епархии одним из последних распоряжений Валентины Матвиенко. Она до сих пор - горячая сторонница проекта. Валентина Ивановна считала и считает, что собор выведет район совершенно на новый уровень.
– Конфликт в парке Малиновка – не единственный, где епархия вынуждена спорить с местным населением. Петербуржцы выступают против строительства церковного подворья в саду на проспекте Просвещения, критикуют возможное восстановление храма Рождества Христова на 6-й Советской улице. Как вы думаете, почему возникают такие столкновения?
– Думаю, на данную тему лучше разговаривать с так называемыми градозащитниками. Я не знаю, зачем они это делают, хотя прекрасно понимают, что возведение храма разрешает очень многие сложности социального, образовательного, духовно-нравственного порядка. Почему один выбирает учебу, добрые отношения с родителями, труд, а другой – совершенно противоположные вещи? Потому что, как говорил Достоевский, в этом мире дьявол борется с Богом, и поле битвы – сердца человеческие.
– Что будет делать епархия для устранения конфликтов?
– Работать, показывать добрый пример служения человеку и городу. Не только призывать людей быть православными, но и совершать православные дела.
Федор Тетерников, «Фонтанка.ру»
Справка:
Движение против застройки Малиновки – парка, расположенного на пересечении Индустриального проспекта и проспекта Косыгина, за ТРК «Июнь», началось в феврале 2013 года. Именно тогда там начали проводить разведочное бурение, а жители узнали о готовящемся возведении храма.
Как считают горожане, корни конфликта уходят в 2010 год, когда из территории Малиновки, считающейся зеленым насаждением общего пользования (ЗНОП), было исключено 2,1 га. На этом куске земли, как подтвердил в 2011 году в подписанный Смольным проект планировки и межевания территории, будет строиться собор Святых Жен Мироносиц. Недовольные жители Ржевки-Пороховых уже провели несколько митингов, а также отправили председателю ЗакСа Вячеславу Макарову многочисленные подписи против проекта.