«Фонтанка» собрала вместе архитектурные проекты всех шести станций первой очереди Калининско-Красносельской линии. «Обводный канал-2» с имитацией горнопроходческого щита, «Броневая» с капителями в виде горячего куска металла, «Путиловская» как младшая сестра «Кировского завода» и «Юго-Западная» с пятиконечными звездами. Уже сейчас можно прокатиться по линии, построить которую обещают к 2020 году.
Шестую линию петербургской подземки давно ждут жители юго-запада Петербурга, которые сейчас вынуждены ехать наземным транспортом к станциям «Автово», «Ленинский проспект» или «Проспект Ветеранов». В первую очередь линии войдут шесть станций, одна из которых – «Юго-Западная» – расположится на пересечении улицы Маршала Казакова и проспекта Маршала Жукова в Красносельском районе. Отсюда пассажиры смогут добраться до «Обводного канала-2» либо пересесть по дороге на «красную» (станция «Путиловская») или «синюю» линии (станция «Заставская»).
Первоначально планировалось, что первая очередь Калининско-Красносельской линии будет построена к 2017 году, однако затем в силу рядя причин начало работ было отложено. Сейчас проект, подготовленный «Ленметрогипротрансом», находится в экспертизе. Как говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, экспертиза первого этапа строительства – от «Юго-Западной» до «Путиловской» – должна закончиться в начале 2014 года, второго – от «Путиловской» до «Обводного канала-2» – в 2015-м. Согласно ответу губернатора Георгия Полтавченко на запрос депутата Бориса Вишневского, открыть движение по линии планируется в 2020 году.
Таким образом, жителям юго-запада придется ждать своей станции метро еще как минимум 7 лет. Пока же «Фонтанка» предлагает им совершить виртуальное путешествие по линии, так как в распоряжении нашего издания теперь есть архитектурные проекты всех шести станций.
Начнем с центра. Проект «Обводного канала-2» был подготовлен «Ленметрогипротрансом» совместно с петербургским филиалом головного проектного и научно-исследовательского института РАН. Как известно, на пятой, «фиолетовой» линии уже есть станция «Обводный канал», в чьем облике используется элементы промышленной архитектуры Петербурга конца XIX века. «Обводный канал-2», по задумке авторов, будет выполнен в стиле современного европейского хай-тека, а вместо традиционного мрамора и гранита будут использоваться металл и бетон.
С помощью этих материалов архитекторы предлагают выразить тему строительства метро. В частности, в центре наземного вестибюля будет построен металлический цилиндр с большим окнами, по своей форме напоминающий горнопроходческий щит. Сама станция будет расположена рядом с автовокзалом «Пассажиравтотранса», из-за чего придется убрать нынешнее одноэтажное здание зала ожидания №2, а граница стройплощадки будет проходить по перрону отправления автобусов.
Следующая станция – «Боровая». По проекту, у нее будет два выхода и отдельно стоящих вестибюля. Так, вестибюль «Боровая-1» возведут рядом с одноименной железнодорожной станцией Витебского направления, «Боровая-2» – на пересечении Лиговского проспекта и улицы Тосина. Учитывая, что это место не имеет особых достопримечательностей, в «Ленметрогипротрансе» просто решили выполнить архитектуру станции в современном стиле, без какой-либо четкой тематической привязки.
За «Боровой» поезда пойдут в сторону «Заставской», которая будет пересадочной на станцию «Московские ворота» второй, «синей» линии. Как и на «Московских воротах», здесь будут массивные пилоны, оформленные с преобладанием красного цвета. Кроме того, по словам представителей «Ленметрогипротранса», в оформлении будут также использоваться мотивы окружающей застройки, где в основном присутствуют здания времен сталинского ампира.
Следующая после «Заставской» – «Броневая». Ее построят на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, недалеко от одноименной железнодорожной платформы путей Балтийского направления. Архитектуру решили привязать к теме сталелитейного и кузнечного дела: в 1930-е годы на этой платформе на поезда грузили бронетехнику, произведенную на Кировском заводе, отчего и пошло ее название. Так, наземный вестибюль «Броневой», который расположится севернее пересечения Благодатной с Кубинской, ближе к ЗСД, будет напоминать то ли металлическую стружку, то ли сложный узор, только что выкованный кузнецом. Отметим, что у станции будет и второй, подземный выход – к Новоизмайловскому проспекту.
Тематика литейного дела будет использоваться и в оформлении интерьеров станции. Так, капители колонн в наземном вестибюле будут облицованы желто-оранжевыми материалами, словно металл, который только что вытащили из раскаленной печи. В этих же цветах будет оформлена и стена вестибюля над входом на эскалаторы.
После «Броневой» пассажиры будут попадать на «Путиловскую», с которой можно будет пересесть на «Кировский завод» «красной» линии. Можно сказать, что это будет осовремененный вариант «Кировского завода»: та же серая цветовая гамма, такие же арочные пролеты между колоннами и даже идентичные прямоугольные плафоны на сводах центрального зала. Вестибюль станции, также выполненный в стиле вестибюля «Кировского завода», построят на улице Васи Алексеева.
Наконец, конечной станцией первой очереди Калининско-Красносельской линии станет «Юго-Западная». Первоначально ее планировалось назвать «Казаковской», а архитектуру посвятить теме войны. Такое посвящение логично: она будет расположена на улице, названной в честь маршала артиллерии Василия Казакова, который долгое время жил и работал в нашем городе. Однако впоследствии Топонимическая комиссия утвердила другое название – «Юго-Западная».
Несмотря на это, как говорят в «Ленметрогипротрансе», проект и тематику было решено не менять. Так, центральный зал подземного вестибюля опоясывают разорванные полукольца, которые по своей стилистике напоминают памятник «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера. Военная тематика будет усилена пятиконечными звездами, которые будут расположены в месте разрыва полуколец.
Отметим, что в ходе экспертизы архитектура станций Калининско-Красносельской линии еще может поменяться. Однако общие принципы, скорее всего, останутся прежними.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»