В первый же день действия так называемого "антипиратского закона" появилась первая его возможная жертва. Дистрибьюторская компания "Кино без границ" подала заявление в Мосгорсуд о том, что её права нарушила социальная сеть "ВКонтакте". Представители интернет-индустрии считают, что и фигура первого заявителя, и фигура первого предполагаемого нарушителя не случайны. Закон написан так, что в итоге "ВКонтакте" просто не сможет работать. Похожая участь, судя по всему, ждёт любой ресурс, который будет вынужден отвечать за своих пользователей.
В четверг, 1 августа, в 11 часов дня компания "Кино без границ" подала заявление, как и предписано "антипиратским законом, в Мосгорсуд о том, что сеть "ВКонтакте" нарушила её права на 5 фильмов: "Океаны" Жака Перрена и Жака Клюзо, "Опасный метод" Дэвида Кроненберга, "Стыд" Стива МакКуина, "В первый раз" Джона Кэздана, "Полный беспредел" Такеши Китано.
Президент "Кино без границ" Сэм Клебанов не стал скрывать от "Фонтанки": в его компании к этому дню готовились.
– У нас есть менеджер, который занимается мониторингом пиратского контента, – рассказал он. – И есть юрист, который подготовил пакет документов и сегодня их сдал.
Представители "ВКонтакте" предпочитают отмалчиваться. "Пока нечего комментировать", – только и написал "Фонтанке" пресс-секретарь компании Георгий Лобушкин. По всей видимости, он имел в виду, что Мосгорсуд не принял заявление, то есть говорить не о чем.
Заявление у "Кино без границ" действительно не приняли: не хватило документов.
– Мы должны донести документы, их сейчас готовят наши юристы, – объясняет Сэм Клебанов. – Мы ждём, когда в суде появится онлайн-подача.
Интернет с границами
Интересно, что после принятия "антипиратского закона" глава "Кино без границ" был одним из тех, кто говорил о его несовершенстве. В интервью "Эху Москвы" 22 июня он признал, что механизм блокировки по ip-адресу будет "использоваться для борьбы с политической оппозицией". И вот теперь он стал первым, кто хочет этот закон применить. В Сети на него немедленно посыпались обвинения – как на главного душителя свободы.
– Да, закон несовершенен, но это не значит, что в знак солидарности я должен сидеть и смотреть, как фильмы, за которые я заплатил, пираты выкладывают в открытый доступ, – заявил он и в разговоре с "Фонтанкой". – Другого закона нет. Если за кино не будут платить те, кто его смотрит, то мы придём к тому, что фильмы станут снимать только на государственные деньги. Тогда государство начнёт вам диктовать, что смотреть. Или капризные меценаты, которые будут ориентироваться на свой вкус, а не на зрителя.
Но кинопрокатчики, считают противники закона, не дают зрителям честно заплатить и скачать, просто нет таких сервисов, поэтому приходится пиратить.
– Большая часть нашей фильмотеки, около 400 картин, уже доступны онлайн, и мы продолжаем выкладывать, – возражает Сэм Клебанов. – Посмотреть или скачать их легально можно на iTunes, MeGoGo, CloudCinema, TVZavr, PlayFamily, и список будет расти. В ближайшее время мы запускаем приложение для Фейсбука. Сегодня наши фильмы появились в приложение аiKino для iOS. Около семидесяти картин есть в бесплатном доступе.
И всё равно, говорит он, пиратят. И ущерб у компании "Кино без границ", которая занимается прокатом в России авторского кино, артхаузного, гораздо ощутимее, чем в случаях с голливудскими боевиками.
– В процентном отношении наши потери от пиратства больше, чем потери больших студий, – объясняет Клебанов. – Мы работаем с авторским кино, с осмысленным. И, к моему глубокому сожалению, общее количество наших зрителей меньше, чем у голливудских корпораций. И вот что мы видим: количество людей, скачавших какой-то боевик с торрентов, – это, по грубым оценкам, 10 - 20 процентов от тех, кто сходил в кино. А у нас тех, кто скачал, может быть в 10 раз больше, чем посетителей кинотеатров.
Вот поэтому, продолжает он, "Кино без границ" и стало первой компанией, которая прибегла к новому закону, пусть и несовершенному.
ВнеКонтакта
С сайта "ВКонтакте", по словам Сэма Клебанова, начали тоже не случайно. Во-первых, это "самая большая и самая активно работающая библиотека пиратского контента". Социальная сеть – это "серьёзный бизнес, имеющий многомиллиардную капитализацию", а видеопродукция "способствует расширению его пользовательской базы". При этом платить правообладателю сеть не считает нужным. А во-вторых, продолжает Клебанов, сайт "ВКонтакте" не только сам распространяет пиратский контент, но ещё, вольно или невольно, помогает другим пиратам.
– Сеть "ВКонтакте" служит ещё и в качестве серверной структуры для многих пиратских сайтов, – объясняет он. – Создать серверную структуру для стриминга кино – дорогое удовольствие. И очень многие пиратские сайты ссылаются на "ВКонтакте", и когда к ним люди заходят, они просто подгружают плееры "ВКонтакте".
Начав "с самых больших и самых заметных", он останавливаться не планирует. На очереди, в частности, торрент-трекеры. Но хотя их у нас считают главным рассадником пиратства, с некоторыми, как выяснилось, правообладатели могут строить вполне конструктивные отношения.
– На Rutracker мы сами снимаем выложенный торрент, у нас для этого есть административные полномочия, – приводит пример Клебанов.
Он не отрицает: сайт "ВКонтакте" тоже шёл навстречу и убирал, хоть и не сразу, пиратское видео. Но в соцсети такая практика просто не имеет смысла.
– Это называется "артель "сизифов труд", – усмехается Клебанов. – Снимут, а через 5 минут появятся новые раздачи. И нам говорят: вы снова пишите – мы снова уберём. Я не могу содержать штат сотрудников, которые будут заниматься только тем, что отслеживать "ВКонтакте".
Глава "Кино без границ" требует, чтобы социальная сеть установила у себя фильтры и отсеивала пиратский контент автоматом. Сэм Клебанов не знает, есть ли у коллег Павла Дурова такие технологии, но это, в общем-то, не проблема правообладателя.
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский говорит, что технология такая существует. Только не в России.
– Такая технология есть у компании Google, – объяснил он "Фонтанке". – Она позволяет с определённой степенью точности, конечно – не абсолютной, видеть, какой тип контента куда сейчас заливается на портале Youtube. Но в России нет компаний, которые умели бы пользоваться такой технологией. Требовать от "ВКонтакте", чтобы она применяла технологию компании Google, невозможно. Получается, что Сэму Клебанову, к сожалению, выпала редкая миссия – закрыть "ВКонтакте".
Ответят за пользователей
По той же схеме, считает Иван Засурский, по которой глава "Кино без границ" может закрыть "ВКонтакте", можно уничтожить любой сайт – по желанию.
– Кто-то сам разместит у вас какой-то контент – а потом сам за это вас же и закроет, – приводит он пример.
Потому что предложенная законом схема такова, что сайты вынуждены отдуваться за пользователей. Именно об этом, в частности, говорили представители интернет-индустрии, когда просили Думу не принимать закон, не спросив специалистов.
Это понимает и Сэм Клебанов, который пишет заявление на "ВКонтакте": он тоже считает, что отвечать должны пользователи.
– Но не за просмотр фильма, – подчёркивает он. – Нельзя штрафовать тех, кто нелегально посмотрел кино, потому что пользователи часто не видят разницы – легально они смотрят или нет. А вот когда человек создает раздачу на торренте или выкладывает фильм в Сеть – он должен понимать, что будет нести за это ответственность.
Он приводит в пример модель, которая действует в Германии: там не трогают тех, кто качает, но за выложенный контент штрафуют на 400 евро.
– Введите у нас штрафы хотя бы в полторы тысячи рублей за каждый такой случай, и пользователи задумаются, стоит ли выкладывать фильм, чтобы потом за это платить, – предлагает Клебанов. – Потому что раздача неограниченному количеству пользователей – это уже коммерческое действие.
Но ни Клебанова, ни других специалистов Дума, принимая закон, не спрашивала. Защищая распространение кино в Интернете, депутаты поинтересовалась только мнением знатоков кино (среди авторов были режиссёр и актриса), а все аргументы насчёт распространения и Интернета проигнорировали.
– Распространение фильмов – это уже сфера дистрибьюции, а не производства, но к дистрибьюторам, насколько мне известно, никто не обращался, – говорит Сэм Клебанов. – Среди моих коллег, а у меня достаточно широкий круг общения, я не знаю никого, с кем бы советовались авторы закона. Кроме того, чтобы понять, как всё это могло бы работать, надо было обратиться к представителям IT-индустрии, которые занимаются развитием легального сегмента. Но и их, насколько я знаю, не спрашивали.
Как в детском саду
Иван Засурский, один из серьёзных противников закона, считает, что самое неприятное начнётся, когда судиться с Интернетом примутся владельцы прав на старые советские картины или на российские фильмы, получавшие субсидии из госбюджета, то есть – из налогов тех пользователей, которым не дают качать кино бесплатно. А случай с "Кино без границ" и "ВКонтакте" – не показательный. Из-за фигур участников спора.
– Как раз такие компании, как у Сэма Клебанова, заслуживают особого отношения со стороны интернет-индустрии, – уверен Засурский. – Сэм продвигает хорошее редкое кино. Таким людям нужно помогать. И в этом смысле можно порадоваться, что хоть кто-то выиграет от этого закона.
Другое дело, продолжает он, что "мы на примере Сэма Клебанова увидим, как этот закон применяется к сети "ВКонтакте". Но "люди, работающие на "ВКонтакте", сами спровоцировали проблему, потому что вели себя – как в детском саду".
– Именно их позиция, как мне кажется, привела к тому, что в киноиндустрии люди решили, что с ними не договоришься, – добавляет он, – а если и договоришься, то не будут слушаться всё равно.
Тем не менее Иван Засурский надеется, что эту ситуацию удастся уладить мирно: например, "ВКонтакте" согласится на авторские отчисления в пользу "Кино без границ".
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"