Василеостровский районный суд приговорил к 4,5 года лишения свободы Илью Хлусова, бывшего помощника экс-депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Литвиненко. Он признан виновным в мошенничестве под эгидой организации, которую возглавляет заместитель директора Северо-Западного института управления – кузницы государственных служащих – Эдуард Нехвядович. Роль самого Нехвядовича в этой истории также вызывает вопросы.
Клуб земельных друзей
На этот раз Илья Хлусов признан виновным в совершенно банальной уголовщине, не имеющей никакого отношения к столь тонкой и привлекательной для многих материи, как хищение бюджетных средств (за это он был осуждён в прошлый раз).
Из пока не вступившего в законную силу приговора Василеостровского районного суда следует, что в 2007 году к Илье Хлусову обратился житель Ленинградской области Василий Недильский, у родственницы которого имелся в собственности приличный участок земли в престижном Всеволожском районе области вблизи посёлка Мендсары. Такой участок имеет очень приличную рыночную стоимость – если на нём разрешено жилищное строительство.
Именно данное обстоятельство и привело сегодня Илью Хлусова за решётку. Дело в том, что Василий Недильский обратился к бывшему на тот момент помощником депутата Законодательного собрания Петербурга Ольги Литвиненко Хлусову с просьбой помочь переоформить данный участок из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли поселения». Такое переоформление существенным образом увеличило бы рыночную стоимость земли.
В этом факте не было бы ничего особенного, если бы не одно необъяснимое с точки зрения здравого смысла обстоятельство. Василий Недильский обратился к Илье Хлусову не как к специалисту в области недвижимости (коим Хлусов никогда не являлся) и не как к человеку, обладающему какими-то связями в недрах административных органов Ленинградской области. Он обратился к господину Хлусову как к работнику некоммерческого партнёрства «Клуб друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы».
Василий Недильский подписал договор поручения, на котором стояла его подпись и якобы подпись исполнительного директора «Клуба друзей» Эдуарда Нехвядовича. Последний и сегодня возглавляет это некоммерческое партнёрство, а также занимает пост заместителя директора Северо-Западного института управления (новое название вуза). Следствие полагает, что подпись господина Нехвядовича и печать на данном договоре были поддельными.
В соответствии с условиями договора предполагалось, что некоммерческое партнёрство «Клуб друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы» в лице своего работника Ильи Хлусова организует для Василия Недильского процедуру переоформления статуса земельного участка в Мендсарах.
Вопрос, на который невозможно дать ответ: каким образом здравомыслящему человеку может прийти в голову идея поручить переоформление земельного участка клубу друзей одного из нескольких сотен петербургских вузов?
Но это произошло, и, более того, в рамках этого договора господин Недильский взял на себя обязательство выплатить более 4 миллионов рублей, которые он, как решил суд, успешно в несколько этапов передал Илье Хлусову наличными. Когда переоформление земельного участка не сложилось, Недильский предъявил Хлусову претензии – тут-то и началось самое интересное.
Невыполненные обязательства
Во-первых, выяснилось, что Илья Хлусов никакого официального отношения к НП «Клуб друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы» не имел. Руководство клуба даже уточнило: ему не выдавались доверенности на проведение каких-либо действий с какими-либо земельными участками – что в общем-то вполне логично, потому что среди уставных видов деятельности этого некоммерческого партнёрства указано отстаивание интересов Северо-Западной академии государственной службы в органах власти и на рынке образовательных услуг, а не операции с земельными участками.
Во-вторых, выяснилось, что Илья Хлусов ни одного цента из полученных от Василия Недильского почти 200 тысяч долларов не внёс в кассу «Клуба друзей». Последнее обстоятельство позволило следствию предположить, что все деньги он оставил себе. А факт получения этих денег сомнений не вызывает: у Недильского сохранились соответствующие расписки.
Все эти обстоятельства подробнейшим образом изложены в апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 27 сентября 2012 года, законную силу которого позже подтвердила вышестоящая инстанция. Этим определением с Ильи Хлусова взыскано в пользу Василия Недильского 4 090 075 рублей и 98 копеек.
Как сообщила «Фонтанке» исполняющая обязанности начальника отдела по взаимодействию со СМИ Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Жанна Поллер, взыскать с Хлусова эту сумму не удалось в связи с невозможностью установить наличие у него какого-либо имущества, на которое можно было бы наложить взыскание.
30 января 2013 года в Главном следственном управлении СК РФ по Петербургу по описанным фактам в отношении Ильи Хлусова возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («мошенничество, совершённое в особо крупных размерах»). В июне 2013 года это дело уже поступило в Василеостровский районный суд. В принципе, неудивительно, что предварительное следствие заняло так мало времени – ведь все доказательства уже фактически собраны в материалах вступившего в законную силу судебного акта.
Суд также не занял много времени: с момента поступления туда материалов уголовного дела до момента вынесения приговора прошло чуть больше месяца.
Сам Илья Хлусов в этом деле полностью признал свою вину, чем, надо полагать, существенно облегчил собственную участь – вместо предусмотренных 159-й статьёй 10 лет лишения свободы он получил 4,5.
Персона, которую не заметили
Вроде бы всё понятно. Но, как в большинстве других уголовных дел, связанных с бывшими помощниками Ольги Литвиненко, в этой истории имеются некоторые нюансы, о которых обязательно следует знать – чтобы картина представлялась максимально приближённой к объективной.
Василий Недильский и Илья Хлусов впервые встретились в суде в 2012 году. 6 июня того же года Фрунзенский районный суд отказал Недильскому в удовлетворении его исковых требований к Хлусову – тех самых требований, связанных с уплаченными деньгами и непереоформленным земельным участком. Суд вынес такое решение, потому что пришёл к выводу, что Илья Хлусов действовал всё-таки не от собственного имени, а от имени «Клуба друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы». К такому мнению суд пришёл на основании показаний самого Василия Недильского.
А показания эти были принципиально другими, нежели те, которые он дал сейчас в рамках уголовного дела. В мотивировочной части судебного решения написано: «Истец пояснил… что с Хлусовым И. И. его познакомил Нехвядович Э. А., который поручил Хлусову И. И. производить работы согласно договору… и приступать поэтапно к исполнению обязательств после получения денежных средств…»
Такая картина – принципиально противоположная. Из этих показаний следует обычная схема неформальных отношений: некто обращается к высокопоставленной персоне, которая соглашается оказать услугу, назначая для этого исполнителя. Если всё получается – здорово. Если нет – персона оказывается юридически ни при чём, а бремя ответственности ложится на исполнителя.
О чём думал Илья Хлусов, когда вписывался в такую конфигурацию, мы не знаем, но вопрос о том, почему срок за мошенничество получил он один, остаётся.
Снова Ольга Литвиненко
Есть в этой истории некоторые обстоятельства, которые не вошли в материалы уголовного дела, но, безусловно, нуждаются в огласке – для придания картине большей объективности.
Из материалов гражданского дела следует, что Василий Недильский не все деньги, указанные в договоре поручения, выплатил Илье Хлусову. В мотивировочной части апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда, в частности, сказано:
«Как пояснил истец, в счёт принятых обязательств им были переданы личные денежные средства в рублёвом эквиваленте на общую сумму 4 431 008 руб. 68 коп., деньги передавались… работникам партнёрства Карасёвой А. О., Хлусову И. И. и Лебедеву Дориану, что подтверждается расписками…»
Ни Карасёва, ни Лебедев фигурантами этого уголовного дела не являются.
И ещё любопытный нюанс: до того, как стать депутатом Законодательного собрания, Ольга Литвиненко занимала пост первого заместителя исполнительного директора некоммерческого партнёрства «Клуб друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы» - об этом, в частности, написано в её официальной биографии, опубликованной на сайте. Исполнительным директором «Клуба друзей», напомним, был тот самый Эдуард Нехвядович, чья поддельная, по версии следствия, подпись, стояла на договоре, подписанном Василием Недильским. По данным «Фонтанки», факт подделки подписи дальнейшего процессуального продолжения не имел.
В марте 2007 года Ольга Литвиненко стала депутатом городского законодательного собрания, а Илья Хлусов – её помощником. Договор, в соответствии с которым «Клуб друзей» в лице Хлусова обязался переоформить Василию Недильскому земельный участок, датирован августом 2007 года.
Создаётся впечатление, что Илья Хлусов для НП «Клуб друзей и партнёров Северо-Западной академии государственной службы» был в то время не совсем случайным человеком. Впрочем, на квалификацию его поступка это не влияет.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»