Правительство Петербурга подготовило проект федерального закона «О сохранении исторического центра», который должен стать основой для будущей реновации центральных районов Cеверной столицы. По мнению части экспертов, законопроект в нынешнем виде свидетельствует о намерении Смольного не пустить после реконструкции нынешних обитателей центра обратно. При этом у законодательной власти шансов защитить права жильцов не будет — ее участие в документе не предусмотрено.
Документ, целью которого является создание нормативной базы для будущей реновации исторического центра, ждали последние полтора года, после того, как программа сохранения начала обретать первые черты. Первоначально по оценкам бывшего главы КЭРППиТ Евгения Елина в апреле 2012 года на реконструкцию исторического центра Петербург намеревался потратить порядка 300 млрд рублей, однако позже цифры теоретически необходимых затрат на весь исторический центр были скорректированы — сначала до 1 трлн рублей, а потом губернатор Петербурга в своем интервью "Фонтанке" и вовсе назвал цифру до 4 трлн. Однако потянуть эту сумму городу не под силу, поэтому проектом предполагается, что финансирование программы будет происходить за счет нескольких источников, по большей степени за счет субвенций из федерального бюджета. Подход к реконструкции каждого дома предполагается дифференцированный — для каждого здания сумму вычислят по отдельной формуле, которую еще предстоит прописать законодателям. Кроме того начнутся работы с двух пилотных проектов - Коломна и Марсово поле.
Собственникам помещений законодатели отводят места сторонних наблюдателей. Так, перед началом работ по сохранению зданий город должен будет провести обследование того или иного дома, но владельцев только уведомят о времени и дате обследования. Они же, свою очередь, «не могут препятствовать проведению мероприятий», иначе их ждет административный штраф. Потом в течение 10 дней, если здание признают требующим капремонта или реконструкции, хозяев помещений предупредят о необходимости созвать собрание, на котором последние должны будут решить судьбу здания. После этого у жителей будет две недели, чтобы совместно договориться о финансировании ремонтных работ. Если жители не сделают этого в установленный срок, то решение будет принимать город уже без участия жителей. Оплачивать ремонт в таком случае будет городская казна и обладатели нежилых помещений соразмерно занимаемой площади.
В случае признания дома аварийным, власти вправе потребовать у владельцев помещений, жилых и нежилых, осуществить реконструкцию или снос здания "в разумный срок, не превышающий одного года". Если жители с поставленной задачей не справятся, то город получит право изъять земельный участок и все жилые помещения, находящиеся на нем.
По мнению главы центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, сроки, указанные в законе, — не реалистичны. «У профессиональных компаний, даже государственных, уходит гораздо больше года на проектирование и согласование проектов реконструкции и реставрации. Поэтому ждать от жителей такой оперативной организации - глупо», - отмечает он.
Что касается вопроса о расселении нынешних обитателей центра, чьи дома могут попасть в программу реновации, то здесь правительство решило пойти по пути дифференцированного подхода.
В частности, первый вариант предполагает, что жителям исторических кварталов будут предоставлять жилье в маневренном фонде на период работ по ремонту здания, с последующим возвращением обратно в исторический центр. Во втором случае город может предоставить другую квартиру, в стоимость выкупа которой будет засчитываться имеющееся жилое помещение. По третьему варианту - город покупает квартиру или комнату у жильца. Причем в конечную сумму покупки включают не только рыночную стоимость квартиры, но и затраты на переезд, аренду другого помещения, пока он не купит себе новое жилье, затраты на юридическое оформление сделки и прочее.
Эти три варианта вызвали критику у депутата Законодательного собрания Бориса Вишневскиого. По его мнению, Смольный делает все, чтобы не дать возможности жителям центра вернуться домой после реконструкции их домов. Например, если рассматривать вариант с маневренным фондом, по которому жители центра должны будут вернуться, не ясно, как поступать с обитателями коммуналок.
«Допустим, есть пять комнат в коммуналке. После реконструкции там будет двухкомнатная и трехкомнатная квартира. Как туда вернутся жители? Кто должен жить в этих новых квартирах? - задается он вопросом. - Жителям придется выкупать новую площадь по рыночной стоимости». Второй вариант означает, что человек точно переедет в другой район. «А в случае третьего варианта с выкупом, жителю опять предлагается самому решать свои жилищные проблемы, в то время как город самоустраняется», - говорит Вишневский.
Если за время реконструкции или ремонта здания помещение увеличилось в площади хотя бы на 0,5%, то, перед тем как вселиться, собственнику придется доплатить за неожиданно появившуюся разницу по рыночной цене. На это у владельца есть шесть месяцев, после чего город может выкупить у него помещение, однако с вычетом появившейся площади. Если же площадь помещения уменьшилась, то собственник вправе потребовать компенсации. Как именно — в законе не указано.
Сокращает законопроект и возможности для продажи площадей, которые попали в программу реновации. Так, владелец обязан будет известить Смольный о том, что он намерен продать имеющееся помещение, а город будет иметь преимущественное право покупки. При отчуждении недвижимости, если выяснится, что права города были нарушены, у госорганов есть год, чтобы потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя. Как замечает Карпов, это как раз вполне оправданная попытка защититься от спекуляций, которые могут возникнуть в случае включения дома в программу реновации. По его мнению, законопроект сейчас более разумен, чем был на предварительной стадии разработки, «и с ним уже можно работать».
А вот по мнению Вишневского, законопроект в таком виде принимать нельзя. Он отмечает три наиболее скользких аспекта. В частности, это системный подход к акту. «Законопроект написан так, будто в нашем городе другой власти, кроме как исполнительной, не существует. В законе нет ни слова про Законодательное собрание. Фактически оно отстранено от программы реновации, а это значит, что мы не сможем защитить жителей, если они будут недовольны программой», - отмечает он. По мнению Вишневского, в таком виде закон ЗакС не примет. Поэтому, считает парламентарий, правительство вполне может пойти обходным путем — внести его на рассмотрение Госдумы не через ЗакС, а через спикера СФ Валентину Матвиенко, которая представляет исполнительную власть в Петербурге.
Впрочем, по словам пресс-секретаря комитета по экономической политике и стратегическому планированию Зарины Губаевой, в ведении которого находится проект реновации, никакого официального проекта федерального законопроекта еще нет, а потому и обсуждать что-либо пока рано. "Мы даже не можем сказать, какую именно версию комментируют депутаты. Проект все еще обсуждается в рабочем режиме, и он даже внутри Смольного не согласован", - отметила она. Окончательную версию же вынесут на суть публики в сентябре - законопроект будет представлен на Совете по сохранению исторического центра, куда вошли, как чиновники, так и депутаты.
Отметим, что на прошлом заседании правительства Петербурга было объявлено, что в Петергофе создается маневренный фонд для жителей Новой Голландии и Северной Коломны, которые стали экспериментальными кварталами. Заметим, что всего после застройки на новом участке в Петергофе будут проживать 4 тысячи человек. Общая площадь квартир составит 159 тыс. кв. м.
Квартал в Петергофе — одна из восьми городских территорий, где Смольный намерен создавать маневренный фонд для жильцов двух экспериментальных кварталов, попавших в программу реновации исторического центра. Также социальные дома появятся на Тележной улице, Лиговском проспекте, проспекте Ветеранов, улице Шкапина, Бумажной улице и на берегу Финского залива в Кронштадте. Сейчас работы по созданию маневренного фонда на этих территориях находятся на разных стадиях — для некоторых участков уже начата разработка проектов планировки, некоторые еще только проходят этап обследования, пояснили в комитете по экономической политике и стратегическому планированию.
Всего город намерен реконструировать и возвести около 290 тыс. кв. м жилья. Завершить работы планируется в 2016 - 2017 годах. По подсчетам Смольного, в 418 домах на территории двух пилотных кварталов проживает около 2,8 тысячи очередников.
Ольга Мясникова, «Фонтанка.ру»