Рейды полиции и ФМС по городским рынкам, направленные на борьбу с незаконной миграцией, привели к закономерному итогу. Единственный в Петербурге центр для содержания иностранцев не смог вместить всех нелегальных гостей города, которых суд постановил выдворить из страны. Около двадцати граждан ближнего зарубежья оказались в автобусах у стен центра: отпустить их нельзя, а поселить некуда.
Четыре микроавтобуса с двумя десятками незаконных мигрантов, в отношении которых суд принял решение о контролируемом административном выдворении, прибыли к Центру содержания иностранных граждан в Красном Селе около 19 часов 14 августа в сопровождении судебных приставов. Передать выдворяемых сотрудникам центра, который подведомственен ГУ МВД России по Петербургу и области, приставы не смогли. В учреждении, рассчитанном на 176 человек, уже содержалось более 300. Приставам и их подопечным предстоит провести в автобусах у забора ночь. Что с ними случится завтра, пока никто не знает.
Заместитель руководителя петербургского управления Федеральной службы судебных приставов Алексей Варушкин прямо говорит, что в настоящее время в сложившейся ситуации решения нет. Полицейские и сотрудники ФМС обязаны выявлять незаконных мигрантов, суд должен рассмотреть их дела, а приставы - исполнить решение суда. Но руководство центра не имеет права принимать контингент сверх установленного лимита (который, судя по данным «Фонтанки», и так превышен).
Летом 2013 года количество проверок рынков и других мест концентрации нелегальных иностранцев резко возросло, особенно после того, как 27 июля на Матвеевском рынке в Москве был избит оперативник столичной полиции. Петербург в стороне не остался. 1 августа были проведены масштабные рейды на Сенной площади и на оптовой базе на улице Салова, в ходе которых для проверки соблюдения миграционного законодательства в полицию было доставлено более 100 человек, после зачистки Калининской овощебазы 6 августа полиция передала ФМС около 300 нарушителей, 9 августа результатом мероприятий в Апраксином дворе стало задержание 30 нелегалов. Столько же нарушителей выявили 12 августа в Приморском районе.
Стараются не отставать коллеги из транспортной полиции, которые 5 августа зачистили рынок у железнодорожной станции Пискаревка, а 8 августа – площадь у Морского вокзала. Петербуржцы в связи с полицейскими рейдами вспоминают не столько об избитом московском оперуполномоченном, сколько о грядущей встрече «Большой двадцатки». Полиция о G20 в этом контексте не вспоминает: «Проводятся регулярные плановые мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и иных правонарушений». Растет количество доставленных в ФМС, все больше нелегалов отправляется в суд с последующим выдворением.
Алексей Варушкин связывает вал принудительно и контролируемо выдворяемых не столько с активностью ФМС и полиции, сколько со вступившими с 1 августа в силу изменениями в законодательстве: «Теперь суд не имеет возможности при повторном нарушении миграционного законодательства применить более мягкую меру, альтернативы контролируемому административному выдворению нет. Количество выдворяемых не просто возросло, оно возросло в разы». Девать их просто некуда.
Направлять административно наказанных в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания или в колонии нет никаких оснований, там могут содержаться только подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, осужденные. Никаких своих помещений, где можно разместить нелегалов-иностранцев, у приставов просто нет, у ФМС – тем более. А центр, построенный специально для мигрантов по стандартам Европейского союза, один. Область городу помочь не сможет, окончание строительства аналогичного центра на 180 мест в Гатчинском районе запланировано на 2015 год. Столько в автобусе не просидишь.
Значительно ускорить процесс выдворения невозможно в силу закона, объясняет Алексей Варушкин. Не говоря уже о том, что необходимо собрать определенный пакет документов и приобрести билеты на самолет, выдворяемый мигрант имеет право в течение 10 дней обжаловать судебный акт. А значит, это время он должен провести в специальном центре и больше нигде.
Представитель УФССП видит два пути решения. Придется либо потеснить содержащихся в центре и пересмотреть «лимит наполняемости», либо пойти по пути Москвы. Напомним, в пригороде столицы был сооружен специальный палаточный лагерь для нелегалов, а в прессе появились сообщения о принятом решении построить более 80 таких лагерей по всей стране. Но ещё 2 августа петербургское УФМС сообщало, что «в регионе не планируется организации каких-либо новых лагерей или центров для мигрантов, аналогичных тому, что был открыт 2 августа в Москве».
Упоминает Алексей Варушкин и о возможной помощи со стороны диаспор. Конечно, центр для содержания земляков не построят, но вот с продуктами и водой могут посодействовать. Пока же вопрос с питанием и выдворяемых, и сопровождающих их приставов не решен. С гигиеническими и санитарными проблемами проще, руководство центра не стало доводить ситуацию до абсурда и помыть руки приставов и их подопечных на свою территорию пускает.
Многое должно решиться 15 августа на экстренном совещании руководителей правоохранительных ведомств. Инцидент произошел на стыке ответственности судебных приставов и полиции. Неизбежно участие в решении конфликта и миграционной службы, тем более, что с 1 апреля 2014 года содержание центров для иностранцев перейдет в её компетенцию. Возможно и привлечение МЧС, ведь если что, временный лагерь строить спасателям, а ситуация точно чрезвычайная и требующая немедленного разрешения: мигранты и их охранники хотят есть, пить и спать. За голодных судебных приставов вряд ли кто вступится, они люди свободные, а вот о лишенных права передвижения нелегалах обязано заботиться государство, и об этом уже завтра могут напомнить правозащитники.
Председатель петербургской Общественной наблюдательной комиссии Владимир Шнитке сообщил корреспонденту «Фонтанки», что он в курсе проблемы, и что это – грубое нарушение прав человека. А вину возложил на руководство правоохранительных ведомств, принимавшее решение о масштабных мероприятиях, не предусмотрев последствий: «Тот, кто принимал решения о таких выдворениях, просто не подумал о том, что делать с мигрантами. Надо было голову иметь на плечах и думать, прежде чем такие акции проворачивать».
Денис Коротков, Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"