Поводом для возбуждения уголовного дела из-за, как считают в правоохранительных органах, воровства на муниципальном контракте в «Красненькой речке», по информации «Фонтанки», стало заявление жильцов дома на проспекте Стачек, управдомом в котором является председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По версии полиции, на дорожках и детских площадках было украдено более 3,5 миллиона рублей, а интерес следователей распространяется на одного из тех отказавшихся от мандатов муниципальных депутатов, благодаря которым экс-губернатору открылся путь в спикеры сената.
Утром 20 августа, придя с обыском в администрацию муниципального образования на проспекте Маршала Жукова, дом 20, корпус 1, полицейские взломали двери с помощью топора. Глава администрации Роман Морозов помочь им не мог — в это время он был занят на другом обыске, который проходил у него в доме в городе Отрадном Кировского района области.
Визит оперативников подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции петербургского главка и Кировского УМВД был связан с информацией о хищениях, которые произошли в ходе исполнения контракта на благоустройство, заключенного между муниципальной администрацией и ООО «Нева».
Третий обыск в это время проходил в одной из квартир дома 8, корпус 1, по улице Олеко Дундича — там проживает генеральный директор «Невы» Всеволод Исаков, там же и зарегистрирована возглавляемая им фирма.
Муниципальное дело федерального масштаба
Конечно, оперативники знали, в какое муниципальное образование идут. Дело даже не в том, что в одном помещении с кабинетами муниципалов размещается приемная депутата городского парламента Виталия Милонова. С тех пор, как летом 2011 года муниципальный округ стал трамплином в Совет Федерации для Валентины Матвиенко, «Красненькая речка» - имя нарицательное на федеральном уровне, а Роман Морозов — один из тех депутатов, которые, отказавшись от мандата, сделали возможными досрочные перевыборы, чтобы экс-губернатору не пришлось долго ждать путевки в сенат.
На решительности оперативников это не сказалось, но стало залогом тщательной подготовки, которая должна была исключить конфуз. Как известно со слов собеседника «Фонтанки» в управлении ЭБиПК главка, предосторожности были не излишни, так как в сегодняшних беседах с полицейским руководством, инициированных самим народным избранником, депутат Милонов якобы уже намекает на политическую провокацию. Борцы с экономической преступностью в ответ предъявляют результаты экспертизы, свидетельствующие, что 3,5 миллиона были украдены, а это не политика, а чистая экономика. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» Виталий Милонов заметил, что не в курсе ситуации в округе, а субсидии муниципалитету выделялись по линии комитета финансов.
Не исключено, что в случае серьезного давления с привкусом политики правоохранители могут обратиться за поддержкой к Валентине Матвиенко — причем вовсе не как к председателю верхней палаты парламента. Сдавая мандат муниципального депутата, Валентина Матвиенко оставила за собой должность управляющего домом 105, корпус 2, по проспекту Стачек. Коллективное заявление жильцов именно этого дома, недовольных работами по благоустройству, стало одним из поводов для возбуждения уголовного дела, а кому, как не управдому, встать на защиту квартирантов.
Эксклюзивный партнер
Всего за 2012 год, по данным системы СПАРК, «Красненькая речка» заказала товаров и услуг немногим более чем на 66,5 миллиона рублей. Почти две трети, 41 601 890 рублей из этой суммы, ушли на счет ООО «Нева», которое получило контракт на благоустройство территории. То, что компания - единственный участник конкурса, зарегистрирована в квартире собственного генерального директора, а в штате, кроме самого руководителя, нет ни одного работника, на заключение контракта не повлияло.
Когда пришло время подписывать акты о приемке работ, их подписали. Что стало причиной невнимательности администрации, которая не заметила, что фактический объем работ, по оценке экспертов, был меньше заявленного на 3,5 миллиона рублей, разбирается следствие, расценившее это как мошенничество, совершенное в особо крупном размере, и возбудившее уголовное дело по части четвертой статьи 159 УК России. Единственный обвиняемый на сегодняшний день — гендиректор «Невы» Исаков, но ряд интересных моментов в деятельности его строительной компании позволяет предположить, что число привлеченных лиц увеличится.
«Речку Красненькую» благоустраивали призраки
Собственником «Невы», согласно данным ЕГРЮЛ, является 64-летняя Татьяна Сыромятникова, жительница города Отрадное Кировского района Ленинградской области. На самом деле, по её словам, никакого отношения к деятельности фирмы она не имела. «Меня попросил подписать доверенность мой знакомый. У нотариуса рядом с метро «Елизаровская» я подписала ему какую-то доверенность, это было в конце осени 2011 года. С тех пор я его не видела и о «Неве» ничего не слышала, пока ко мне не пришли из полиции», - рассказала она корреспонденту «Фонтанки». Мы же напомним, что именно в Отрадном, по соседству с Татьяной Сыромятниковой, находится дом Романа Морозова.
Генеральный директор «Невы» 42-летний Владислав Исаков на вопрос о собственниках руководимой им фирмы отвечает уклончиво, а о предъявленных ему и его фирме претензиях решительно: «Это все фигня. Мы много работ выполняли. Дорожки мостили, ограждения делали, детские площадки, спортивные площадки». Для производства работ Владислав Исаков, у которого в штате не было ни одного строительного рабочего, «привлекал людей по договорам». Опыт, говорит Исаков, у него в строительстве немалый. Заметим, что в этом опыте, возможно, и заключается секрет успеха фирмы Исакова. Ранее он работал в серьезной строительной компании. Называется эта компания ЗАО «Фирма «Альфа», а её единственным владельцем и руководителем является Михаил Морозов. Отец главы администрации «Красненькой речки» Романа Морозова.
«Я не знаю такого работника, не помню, ничего не могу сказать», - на вопрос о Владиславе Исакове ответил корреспонденту «Фонтанки» Михаил Морозов. В чем руководитель «Фирмы «Альфа» был уверен, это в том, что его предприятие не выполняло для ООО «Нева» никаких субподрядных работ по благоустройству территории МО «Красненькая речка». Это действительно так. По данным следствия, подрядные работы выполняли три фирмы: ООО «СК Монолитстройпроект», ООО «Норд Гео Сервис», ООО «Акрополь» и ООО «Формула движения». Сказать что-либо определенное об этих фирмах, кроме как о «Рогах и копытах», не представляется возможным, так как сами компании по адресам регистрации отсутствуют, а те директора, которых удалось обнаружить, о деятельности якобы возглавляемых ими обществ не имеют представления.
Строительный надзор за проведением работ по муниципальному контракту осуществляло ООО «Кентавр», единственным собственником которого является Людмила Ляшенко, а генеральным директором — Вадим Яхниель. То, что Ляшенко и Яхниель ранее являлись, как и Исаков, работниками «Фирмы «Альфа» Михаила Морозова, а бухгалтерию и «Невы», и «Кентавра» вел один человек, конечно, может являться совпадением, но было принято во внимание при решении о возбуждении уголовного дела.
По нашим данным, в разговорах под протокол Владислав Исаков не так категоричен, как в беседе с корреспондентом нашего издания, и оказывает содействие следствию, демонстрируя готовность сотрудничать и изобличать, не желая и думать о неблагоприятной мере пресечения. Это благоразумно, тем более что нельзя исключить интерес правоохранителей и к другой фирме, которой он успел поруководить. До мая 2013 года Исаков являлся единственным участником ООО «Фонтанка», а эта компания в 2011 году для МО «Красненькая речка» выполнила работы по трем контрактам на общую сумму 28 310 505 рублей. Зарегистрирована «Фонтанка» была все в той же квартире в доме 8, корпус 1, по улице Олеко Дундича.
В итоге 20 августа для Владислава Исакова закончилось подпиской о невыезде. Глава администрации Роман Морозов, как пояснил наш собеседник в следствии, в настоящее время рассматривается как свидетель и именно в таком качестве вызван на допрос. Как человек, в свое время являвшийся одним из учредителей Аналитического центра Общественной комиссии по борьбе с коррупцией, не усмотрел элементы этой самой коррупции в собственном учреждении — вопрос не правовой.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»