ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) не должно было списывать плату за дополнительные услуги с абонента, имеющего отрицательный баланс. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Конфликт разгорелся вокруг услуги «Вам звонили», которая входит в базовый пакет большинства тарифных планов «МТС» (то есть автоматически подключается всем новым абонентом без их активного желания). С не отказавшихся от получения такого сервиса пользователей ежедневно списывается по 60 копеек.
Жалобу в Роспотребнадзор подал петербуржец Сергей Х. Уже после того, как его счет «ушел в минус», оператор в течение почти трех месяцев продолжал начислять плату за дополнительную услугу, списав в сумме более 55 рублей. Надзорный орган расценил такие действия как нарушение прав потребителей и наложил на «МТС» административный штраф в размере 25 тысяч рублей.
Не согласившись с выводами чиновников, сотовая компания обратилась в арбитражный суд. Ее юристы утверждали, что в обязанности оператора не входит приостанавливать оказание услуг связи при достижении абонентом отрицательного баланса на лицевом счете. К тому же по условиям обслуживания в течение двух месяцев после «ухода в минус» клиент может принимать входящие звонки и SMS-сообщения.
Служители Фемиды отвергли эти доводы. Ведь тарифным планом не было предусмотрено использование абонентом услуги «Вам звонили» при отрицательном балансе на счете, а потому начисление платы суд счел незаконным. Кроме того, в нарушение законодательства оператор не предупредил потребителя о намерении приостановить его обслуживание (не направил письменное уведомление и SMS-сообщение).
«Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, а равно доказательств наличия препятствий в исполнении заявителем возложенных на него публичных обязанностей, не установлено», – констатировала судья Татьяна Галкина, подтверждая законность наложенного на оператора административного штрафа.
В пресс-службе «МТС» пояснили журналисту «Фонтанки», что компания рассматривает возможность обжалования принятого 15 августа решения арбитражного суда.
Напомним, что вступающие в силу с 1 декабря поправки в Правила оказания услуг подвижной связи обязывают оператора приостанавливать обслуживание использующих авансовую систему оплаты услуг абонентов по исчерпанию средств на их счете.