Бизнес-сообщество поддержало идею губернатора Георгия Полтавченко снизить количество административных барьеров. Объединение строителей Санкт-Петербурга направило в комитет по инвестициям «дорожную карту», которая сократит сроки согласования проектов в два раза. Если документ будет принят, чиновников, затягивающих оформление разрешительных документов, начнут штрафовать, а жилье может подешеветь на 3 – 5%.
Идею создать «дорожные карты» для улучшения бизнес-климата в Петербурге впервые высказала глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Выступая 29 июля на совете по инвестициям, чиновница отметила, что городу пора заимствовать опыт федеральных структур, где подобные документы уже разработаны. «Пока предприниматели оценивают бизнес-климат в регионе на 4,4 балла из 10 возможных, а к концу этого года нужно добиться отметки хотя бы в 5,5 баллов», – пояснила свою позицию чиновница. С ней согласился губернатор Георгий Полтавченко, распорядившийся за две недели собрать предложения для карт и особым образом учесть в них вопросы борьбы с коррупцией.
Как стало известно «Фонтанке», в начале августа в инвестиционное ведомство поступила первая готовая карта. Она касается взаимоотношений в строительной сфере и сформирована при участии крупных компаний по инициативе некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга». «Среди авторов документа – представители “ЮИТ”, “ЛенСпецСМУ”, “ЛСР”, “Главстроя”, работа над ним велась 1,5 года», – пояснил вице-президент объединения Алексей Белоусов. Если бумага будет принята и исполнена, сроки согласования строек в Северной столице сократятся с 1316 до 700 дней, то есть почти на два года. А список процедур, которые для этого нужно пройти бизнесменам, уменьшится со 105 до 80, обещает эксперт.
Отдать долги
Как следует из документа, чтобы ускорить темпы работы, власть, прежде всего, должна отдать застройщикам «законодательные долги». Например, внести в ЗакС региональный закон о нормативах градостроительного проектирования. Обсуждение бумаги, которая определит, сколько и каких социальных, коммунальных, транспортных объектов должно приходиться на одного петербуржца, ведется с 2010 года, но пока воз и ныне там. «Сейчас документ проходит согласования в комитетах. Насколько мне известно, он не идеален. Например, законопроект предполагает, что на одного горожанина нужно возводить порядка 23 – 25 кв. м в новых домах. Однако для гармоничного развития Петербурга эта цифра должна быть гораздо больше и составлять около 35 кв. м», – комментирует Алексей Белоусов.
Вероятно, новые законы помогут разрешить и болезненную ситуацию с проектами планировки и межевания территории. С 2012 года, напомним, их практически прекратил выдавать Смольный, тем самым заморозив строительный рынок. «В дорожной карте мы предлагаем создать закон “О порядке разработки и утверждении проектов планировки территории и проектов межевания территории”. Его необходимость прописана в Градостроительном кодексе, – сообщает Белоусов. – Скорее всего, это будет лишь рамочный документ. Но есть шанс, что он все-таки поспособствует тому, чтобы установить разумные пределы по числу и времени согласований таких бумаг».
В дальнейшем планировку участков, которую сейчас курирует с десяток смольнинских ведомств, необходимо сосредоточить в руках комитета по градостроительству и архитектуре и профильного вице-губернатора Марата Оганесяна, считают девелоперы.
Ускорить темпы
Среди других предложений к Смольному – установить более жесткие требования к темпам работы чиновников. Сейчас в административных регламентах комитетов уже прописано, как долго они должны выдавать те или иные согласования, но сроки зачастую слишком растянуты и нереалистичны, резюмируют в объединении строителей.
«Исходя из практики, мы предложили более разумные временные рамки. Они могут быть нормативно закреплены профильным вице-губернатором», – сообщает Алексей Белоусов. Например, ГУП «ТЭК», Водоканал и Ленэнерго должны за неделю предоставлять исходные данные для инженерной подготовки участков, а Госстройнадзор – выдавать разрешение на строительство за один день. Для тех, кто сроки не соблюдает, предполагается ввести штрафы. «Их размер может составить около 5 тысяч рублей», – комментирует вице-президент объединения строителей.
В комитете по инвестициям «Фонтанке» подтвердили, что «дорожная карта» получена и принята к сведению. «В конце августа или начале сентября ее детально изучит специальная рабочая группа, созданная для преодоления административных барьеров в строительстве, – подчеркнули представители ведомства. – Она собирается создать аналогичную карту, утвержденную постановлением правительства Петербурга. Высока вероятность, что именно идеи объединения станут основой для деятельности группы». Как добавляют в комитете, от других отраслей предложения для «дорожных карт» поступали, но только в качестве отдельных идей. «Полностью готовый и оформленный документ мы получаем впервые, поэтому инициативу застройщиков можно назвать похвальной», – говорят чиновники.
В случае, если карта будет утверждена в редакции бизнес-сообщества, положительного эффекта для городской экономики можно будет ждать к концу 2014 – началу 2015 года, прогнозирует Алексей Белоусов. «Петербург начнет лучше строиться. Власти смогут сократить трудозатраты на работу с девелоперами. Компании же начнут тратить меньше времени и денег на преодоление барьеров», – заключает он.
По оценке вице-президента объединения, на борьбу с административными рогатками застройщики вынуждены тратить порядка 3 – 5% вложений в новые объекты. Таким образом, можно ждать, что финальная экономия скажется и на потребительской стоимости готового жилья. В выигрыше окажется и городской бюджет, страдающий от оттока инвестиций. Не исключено, что именно «дорожная карта» поможет Смольному избежать тотального дефицита городской казны, запланированного в 2013 году, по некоторым расчетам, на уровне 50 миллиардов рублей.
Федор Тетерников, «Фонтанка.ру»