В Смольном разработали футуристический проект двухуровневого пешеходного моста между южной частью Приморского проспекта и северной частью Крестовского острова. На первом уровне будут ходить пешеходы и ездить велосипедисты, на втором - откроются магазины и рестораны. По замыслу чиновников, инвестор этой петербургской версии флорентийского «Понте Веккьо» может построить переправу за свои средства, а потом вернуть деньги за счет торговых площадей. Минимальная стоимость объекта - 1,5 млрд рублей.
Идея строительства пешеходного моста между южной частью Приморского района и северной частью Крестовского острова уже давно витает в Смольном: предполагается, что по нему часть болельщиков будет покидать новый стадион «Зенита», в том числе - во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Первоначально этим проектом занимался профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры. По его заказу в 2012 году институт «Стройпроект» подготовил предварительные эскизы этого объекта, стоимость проекта составила 1,7 млн рублей.
В версии «Стройпроекта» длина пешеходной переправы может составить до 500 метров, высота над водой - 15 метров. В проекте института ближе к Крестовскому острову располагается разводной пролет длиною около 46 метров. Стоимость объекта была оценена в 2 млрд рублей. Предварительно мост назвали «Яхтенным», так как в Приморском районе он должен был расположиться как раз в створе этой улицы.
Весной 2013 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры обратился с письмом к профильному комитету по инвестициям. В письме констатировалось, что мост построить нужно, однако в бюджете может не оказаться средств, поэтому дорожники попросили своих коллег найти другой способ реализации проекта.
В итоге в комитете по инвестициям родилась амбициозная идея по строительству крытого двухуровневого моста. Первый уровень, как и прежде, остается за пешеходами и велосипедистами, а второй отдают под магазины и рестораны, в том числе - на открытой террасе. По версии ведомства, стоимость моста составит 1,5 млрд, длина - 420, ширина - 28. Разводного пролета не предполагается, так как высота над водой будет 17 метров - как и проходящий рядом центральный участок ЗСД.
По замыслу Смольного, переправу за свой счет мог бы построить инвестор, а вложенные средства позже вернуть за счет эксплуатации коммерческих площадей. Плюсом для бизнеса станет тот факт, что к 2018 году на южном берегу Приморского района появится новая станция «зеленой» линии - «Улица Савушкина».
Это предложение было вынесено на заседание Совета по инвестициям, которое прошло 29 августа в Смольном. Участники совещания по-разному отнеслись к идее. Вице-губернатор Марат Оганесян заявил, что в целом поддерживает проект, хотя его еще нужно доработать. «Инвесторы борются за место с видом на Неву, а тут мы сами им его даем», - поддержал его коллега по правительству Игорь Дивинский. Критично отозвалась о нем только вице-губернатор Ольга Казанская. «Реальная стоимость пока неизвестна, а все остальное - тайна, покрытая мраком. Поэтому представлять его потенциальным инвесторам пока рано», - заметила она.
Однако губернатору Георгию Полтавченко проект тоже понравился. Глава города даже заметил, эта идея - не новая: во Флоренции еще 600 лет назад был построен «Золотой мост», на котором расположены ювелирные лавки.
Отметим, что в кулуарных беседах после совещания чиновники позволяли себе шутки относительно идеи моста-магазина. «А вход на мост будет по специальному "Подорожнику" для пешеходов?» - шутил один высокопоставленный сотрудник. Кроме того, многие вспоминали знаменитую цитату из «Мертвых душ» Гоголя - из главы, посвященной Манилову: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян».
Инвесторы также пока не готовы заявить о желании вкладываться в проект. «Нас этот проект не заинтересует. Это не лучшее место для торговли. Во-первых, на мосту не будет постоянного потока людей. Во-вторых, этот район уже слишком насыщен торговыми помещениями», - говорит совладелец и вице-президент холдинга «Адамант» Евгений Гуревич. Действительно, на пересечении Приморского проспекта и Яхтенной улицы, где как раз и будет начинаться мост, уже работает торгово-развлекательный комплекс «Питерлэнд» с аквапарком. Президент ЗАО «Стремберг» Александр Кожин (его компании и принадлежит «Питерлэнд») замечает, что «возможность построить еще один торговый центр рядом с нашим вряд ли привлечет каких-либо инвесторов». При этом его компания участвовать в проекте не намерена.
Специалисты также сомневаются, что инвестору удастся вернуть вложения в строительство за счет использования коммерческих площадей, объем которых может составить до 12 тысяч кв. м. «Для эффективного современного торгового комплекса расположение на мосту длиной 420 м является далеко не оптимальным», - замечает руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. По его мнению, крытый пешеходный мост может быть популярным, но в целом потоки посетителей будут не очень большие. «Заявленный объем инвестиций и его соотношение с возможной площадью торговых помещений не позволяют рассчитывать на его реализацию только за счет инвестора в торговые помещения», - замечает эксперт.
При этом нужно подчеркнуть, что 1,5 млрд - это пока только предварительная стоимость. Профильный институт «Стройпроект» в свое время оценил строительство одного только моста в 2 млрд. А в нынешнем варианте сверху пристроят еще один уровень.
Отметим, что идея Смольного - не единственный проект крытых пешеходных мостов в Петербурге: в проекте «Лахта центра» запланирован пешеходный мост, соединяющий зеленую зону вокруг высотного здания с парком 300-летия Петербурга. Предполагается, что территорию "Лахта центра" и парк 300-летия соединит крытый пешеходный мост, который создаст единый променад от поселка Лахта-Ольгино вдоль Финского залива и парка 300-летия.