Первый день саммита «Большой двадцатки» получился разминочным. Полдня лидеры стран торжественно и степенно прибывали в Стрельну, где их на крыльце Константиновского дворца встречал Владимир Путин. Обсудив вопросы экономического кризиса, они отправились в Петергоф ужинать. И говорить о войне в Сирии. Цена для российского бюджета всего мероприятия, по утверждению главы администрации президента, невелика - всего 2 миллиарда рублей. Одна беда - журналисты уж больно много едят.
В ожидании прибытия мировых лидеров из Пулково в Константиновском дворце журналисты пытались выцепить хоть какие-то новости из пространных выступлений министра финансов Антона Силуанова или российской шерпы в G20 Ксении Юдаевой, а глава смольнинского комитета по инвестициям Ирина Бабюк ждала, когда к петербургскому стенду в выставочном павильоне подойдет Владимир Путин. Забегая вперед, скажем, что президент так и не посмотрел, как был представлен его родной город на саммите. А между тем Смольный показывал на экранах два ролика: общий про Петербург и небольшой обзор основных инвестиционных проектов, вроде ЗСД, Пулково и автокластера. Главу государства хотели завести в круглую остекленную переговорную, окаймленную решеткой в стиле петербургских набережных, и поговорить о развитии города. Но этого так и не произошло. Конфеты и печенье, приготовленные для первого лица государства, остались там нетронутыми.
Несколько мировых лидеров (многих из них, кстати, поручено было встречать в Пулково вице-губернатору Петербурга Василию Кичеджи) по дороге в Константиновский дворец заглянули в пресс-центр, который находится на отшибе конгрессного комплекса. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон в закрытом режиме встретился с британскими журналистами, а канцлер Германии Ангела Меркель дала интервью немецкому телеканалу. Беседа проходила в специальном сооружении для стенд-апов: несколько комнат на втором этаже, разделенных перегородками. В соседней комнатке какой-то зарубежный журналист что-то рассказывал перед камерой, явно мешая госпоже Меркель. Та без смущения заглянула через перегородку к соседу и громко сказал: «Тшшшш». Журналист от испуга замолчал, а канцлер вернулась к интервью.
До официальной встречи G20 президент Владимир Путин провел несколько встреч. С премьер-министром Японии Синдзо Абэ обсудил, по какому принципу должен быть заключен мир между двумя странами. Напомним, что в сентябре 1945 года, по окончании Второй мировой войны, между СССР и Японией было подписано лишь перемирие. Как рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Путин сказал своему японскому коллеге, что заключить мир необходимо по принципу «нет победителя, нет побежденного». «По-японски это называется «хикиваки», – добавил Песков.
Встретился Путин и с лидерами стран неформальной группы БРИКС, в которую помимо России входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Те, в частности, назвали «терроризмом» информацию Эдварда Сноудена о том, что спецслужбы США массово прослушивали переговоры иностранных представительств и международных организаций.
Около 17.00 лидеры иностранных государств стали торжественно подъезжать к Константиновскому дворцу, на крыльце которого их встречал Владимир Путин. С кем-то президент просто обменивался рукопожатиями и приглашал внутрь, а с кем-то перебрасывался и парой фраз – например, с Ангелой Меркель. К крыльцу главы государств прибывали на «Мерседесах» с московскими номерами. При этом если сначала их пассажирами были представители таких стран, как Южная Корея или Австралия, то политические тяжеловесы - премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Франции Франсуа Олланд - прибыли позже других.
Одним из последних к Константиновскому прибыл президент США Барак Обама. В отличие от всех остальных гостей саммита, он подъехал к крыльцу на «Кадиллаке», причем не с российскими, а с американскими номерами: скорее всего, это авто Обама привез с собой. Оригинальным было и оформление капота: если у других вип-гостей там был установлен только национальный флаг, то на «Кадиллаке» помимо американского, стоял и наш триколор.
Все собравшиеся гадали, как поведут себя лидеры двух находящихся не в лучших отношениях держав. Обама вышел из авто, пожал руку Путину, оба лидера улыбнулись перед фотокамерами и зашли внутрь. Однако сели порознь - за столом большого зала Константиновского дворца главы стран расположились по алфавиту, причем согласно латинскому, а не кириллическому. Справа и слева от Путина сели министр иностранных дел Австралии Боб Карр и президент Мексики Энрике Ньето. Глава МВФ Кристин Лагард усиленно фотографировала, как мировые лидеры садятся за стол, на свой мобильный телефон. Наконец, все расселись, и слово взял Владимир Путин.
Естественно, что он начал с вопросов экономики – ведь, собственно говоря, для этого саммит и собирается. «Наша главная задача – возврат глобальной экономики к устойчивому и сбалансированному росту. Эта задача пока, к сожалению, не решена, а значит, и системные риски, условия для острого кризисного рецидива сохраняются. Совсем недавно МВФ понизил прогноз роста мировой экономики в 2013 году до 3,1 процента, хотя ещё год назад его оценки колебались вокруг отметки 4 процента. В Соединенных Штатах экономика растет, что нас всех, безусловно, очень радует», – сказал он. Но тут же кольнул своего внимательно слушавшего американского коллегу: «К сожалению, темпы не такие быстрые, как хотелось бы».
В итоге участники саммита G20 единогласно одобрили «петербургский» план действий по стимулированию роста экономики. Об этом заявил министр финансов России Антон Силуанов. «Единодушно все выступающие высказались за одобрение плана действий по росту экономики и занятости. Он одобрен всеми выступающими. Теперь вопрос в том, как его реализовать», – отметил Силуанов.
Впрочем, на фоне ситуации в Сирии экономическая повестка отошла на второй план. Трудно сказать, все ли лидеры прочитали письмо Папы Римского, от имени Ватикана попросившего их обойтись без военных действий, но и без того эта тема должна была возникнуть. Однако, предвосхищая политические споры, этот вопрос президент Владимир Путин предложил обсудить вечером, в закрытом формате, во время торжественного ужина в Петергофе. Там же, после приема пищи, лидерам мировых государств приготовили водно-музыкальное представление.
Во второй день саммита, 6 сентября, запланированы второе рабочее совещание и встреча с представителями бизнеса. После этого випы так же степенно покинут Петербург, и о саммите будут напоминать только забытые баннеры да дорога от Пулково до КАД, которую за 1,7 млрд построили в спешном порядке за 4 месяца.
Российскому бюджету вся эта политическая радость обошлась, как заверил глава администрации президента Сергей Иванов, недорого. По его словам, в общей сложности мероприятия, связанные с председательством России в G20, обошлись в 6 млрд рублей. Организация саммита в Петербурге стоила 2 млрд. «Мы потратили достаточно скромные деньги», - сказал он.
Главной же проблемой поделился с журналистами пресс-секретарь президента РФ. «За один день ресторан обслужил 1,5 тысячи человек. Было съедено 26 тонн исходных продуктов, - сообщил он, общаясь с прессой, и укорил акул пера: - Едите много".
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»