После резкого повышения акцизов алкогольный рынок Петербурга находится в состоянии, похожем на глубокое похмелье. Убыток винно-водочных компаний за первые полгода составил 125 миллионов рублей, а производство коньяка упало на рекордные 70%. Но, несмотря на драконовские меры, меньше прикладываться к бутылке петербуржцы не стали – перешли на «серую» продукцию, резюмируют эксперты. Они подсчитали: в 2014 году половина выпитого горожанами будет суррогатом.
Петростат опубликовал отчет о деятельности алкогольного рынка за первую половину 2013 года. Если верить бумаге, то отрасль находится в состоянии, близком к кризисному. Убытки производителей спиртного достигли 125 миллионов рублей, а объемы выпущенных горячительных напитков падают небывалыми темпами. Коньяков разлито на 70% меньше, чем январе - июне 2012 года, наливок и настоек – на 36%, заключили аналитики. Скромный рост на 0,7% показала только водка – ее изготовлено 16,9 миллиона литров. Однако если учесть, что ранее производство беленькой увеличивалось более внушительными темпами, то и такой результат вряд ли можно считать победой.
Причина пертурбаций – повышение акцизов: соответствующее решение было принято федеральными властями несколько лет назад ради пополнения бюджета и в порыве борьбы за трезвость. Оно тщательно соблюдается – с 1 января 2013 года налог на производство одного литра крепких напитков в России составил 400 рублей, тогда как в прошлом году был на 150 рублей меньше. И естественно, «еще одним фактором стало увеличение розничной стоимости спиртного. В первой половине 2012 года официальная цена полулитровой бутылки водки насчитывала 98 рублей, теперь же поднялась до 170, – напоминает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Такого еще не знала история России. В Петербурге беда в водочном секторе серьезная. Ведь в других регионах, зная о росте акцизов, производители прошлой зимой сделали запасы, а в Северной столице подобных мер, судя по статистическим данным, не предпринималось».
Паническую нотку, звучащую в голосе эксперта, разделяют и сами алкогольные магнаты. В промышленной группе «Ладога», специализирующейся на выпуске водок, коньяков и настоек, отмечают замедление на рынке. Темпы снижения объемов производства в компании составили 15 – 17%, но это существенно ниже, чем общеотраслевая динамика, подчеркивает президент группы Вениамин Грабар. Крутого пике удалось избежать благодаря тому, что предприятие предпочитает работать в премиум-сегменте, разливая немного дешевых напитков. «За первую половину года выручка группы “Ладога” увеличилась на 9% по сравнению с аналогичным периодом. Наш финансовый результат находится на уровне прошлого года. Но, как известно, в алкогольной отрасли компании основную прибыль зарабатывают осенью и зимой, поэтому мы рассчитываем в итоге прирасти», – вносит долю оптимизма Грабар.
Проблемы испытывают и производители вин и шампанских, о которых в отчете конкретики дано мало. «В первой половине 2013 года у нас, действительно, наблюдался существенный спад производства», – подтверждают в ЗАО «Игристые вина», известном, в частности, шампанским «Санкт-Петербургъ» и коньяком «Бестужев». У виноделов свои трудности – им мешает вступление России в ВТО. «Из-за этого ввоз шампанского в нашу страну во второй половине 2012 года вырос на 29%, а в первой половине 2013 года – на 63%, – приводят статистику в компании. – Соответственно, продажи отечественных производителей значительно сократились». В «Игристых винах» жалуются и на запрет покупать алкоголь после 23:00 (напомним, что осенью ЗакС продолжит рассматривать идею губернатора запретить эту продажу с 21:00 — в первом чтении она принята). Люди, которые совершали случайные покупки в вечернее время, отказались от них», – говорят виноделы.
Казалось бы, из-за подорожания крепкой выпивки потребители должны переориентироваться в сторону пива, но и в этой сфере не все благополучно, убеждают ее представители. «Ситуация плохая, причем плохая уже четвертый год. Давление на цену – колоссальное. Такого в России никогда не было», – характеризует директор по внешним связям ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» Алексей Кедрин. Акцизы на пенный напиток ежегодно поднимаются на два рубля за литр, а макроэкономическая ситуация не становится комфортней: инфляцию и рост тарифов никто не отменял, указывает он.
К Кедрину присоединяются конкуренты из HEINEKEN. «Пивной рынок России находится под давлением серьезных законодательных ограничений, – заявляют в компании, владеющей пивоварнями в Петербурге и еще семи регионах России. – Объемы HEINEKEN за первое полугодие снизились в пределах 10%, что соответствует общему тренду».
Петростат утверждает, что потери пивных королей еще серьезнее: продажи слабоалкогольных напитков в рознице сократились на 33%, составив «лишь» 6,8 миллиона литров. Водки петербуржцы стали потреблять на 31% меньше по сравнению с первой половиной 2012-го – 11,8 миллиона литров. Реализация крепких настоек и ликеров упала на 25%: жители Северной столицы поглотили 1,1 миллиона литров этих горячительных. Почти не изменились данные по торговле коньяками и виски, зато уверенный прогресс продемонстрировали винные напитки. «Прирост в 38% по сравнению с первой половиной 2013 года можно рассматривать как искусственный или технический, – комментирует Вадим Дробиз. – Дело в том, что с начала года эта категория расширилась, в нее были включены портвейны и вермуты. В общем же петербуржцы, как и другие жители России, пить меньше не стали. Просто вместо нормального спиртного начали употреблять суррогат».
В Петростате уверяют, что посчитали статистику с учетом неформального оборота, однако методика этого расчета вызывает сомнения. По оценке Вадима Дробиза, из-за реформистских усилий государства услугами теневых производителей теперь пользуется половина любителей крепких напитков. У Вениамина Грабара другие цифры. «Доля нелегальной продукции выросла до 40%, а в 2014 году она может достигнуть 50%, – высказывает мнение он. – Приходится констатировать, что меры по повышению акцизов лишь лихорадят рынок, не оправдывая себя ни с позиции фискальной политики, ни с социальной точки зрения, а борьба с выдуманным “тотальным пьянством” не приносит пользы. Не закончив программу по организации контроля за отраслью, так резко повышать акцизы было по меньшей мере преждевременно. А ведь в последнее время, действительно, наблюдалось снижение потребления алкоголя, рос интерес к настойкам и наливкам – их пьют в большей степени из-за вкуса, чем из-за градуса».
Федеральные власти к убеждениям бизнесменов прислушаются вряд ли. По крайней мере, 11 сентября Госдума во втором чтении приняла законопроект, подтверждающий ранее запланированное увеличение акцизов на алкоголь. Сбор для водочных производителей к 2016 году вырастет до 660 рублей за литр, пивной налог увеличится до 21, а винный – до 10 рублей за литр. «Изменения предусматриваются с учетом реально складывающейся экономической ситуации», – отмечено в пояснительной записке к документу.
Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»