В течение ближайшего года в России должны быть внедрены механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в том числе по вопросу регулирования цен на их услуги. План («дорожную карту») реализации такого проекта подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Чиновники признают, что отсутствие полной информации, наряду с неудовлетворенностью качеством предоставляемых монополистами услуг и стремительным ростом тарифов, неизбежно влечет как недовольства граждан, так и снижение инвестиционной привлекательности Российской Федерации для создания и развития новых предприятий.
«В связи с этим дальнейшее развитие механизмов общественного контроля за формированием и реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий, включая участие потребителей в системе такого контроля и рассмотрении тарифов на различных уровнях, является своевременной и актуальной задачей», – отмечается в программе.
Для надзора за крупнейшими компаниями предлагается создать советы потребителей. В частности, они должны функционировать при ОАО «Российские железные дороги», «Газпром», «Ростелеком», «Транснефть», ФГУП «Почта России» и «Росморпорт», федеральных компаниях электроэнергетики и в других сферах. В регионах планируется учредить межотраслевые советы при губернаторах, которые будут призваны контролировать не только монополистов, но и регулирующих их деятельность чиновников. Мнения таких советов должны учитываться на всех стадиях рассмотрения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и принятия решений по тарифам.
Формировать советы предлагается на паритетной основе: треть – от общественных организаций по защите прав потребителей, треть – от федеральных парламентских политических партий, остальные – от федеральных и региональных бизнес-объединений (в том числе Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», «Опоры России», Торгово-промышленных палат и других).
Ключевым аспектом развития общественного контроля должна стать полная информационная открытость. Все материалы планируется публиковать на едином Интернет-портале.
«Указанный ресурс будет также предоставлять возможность оперативного получения всей полноты информации о каждой инвестиционной программе и соответствующем инвестиционном объекте, – отмечается в программе. – Предусматривается функция получения обратной связи от широкой общественности».
Напомним, что по данным Федеральной службы государственной статистики за последние пять лет абонентская плата за городской телефон в Северной столице увеличилась в 1,5 раза, тарифы на горячее водоснабжение – в 1,75 раза, проезд в петербургском метрополитене подорожал на 65 процентов и так далее. В то же время, например, цены на услуги сотовой связи снизились в среднем в полтора раза.