Депутатские и общественные слушания петербургского парламента начнут проводить по-новому. Раньше решение о слушаниях принималось на заседаниях постоянных и профильных комиссий или обсуждалось на совете фракций. После чего делалось объявление о дате слушаний, и практически любое заинтересованное лицо могло их посетить. Теперь все будет по закону.
Точнее, в соответствии с «Положением о порядке проведения общественных и депутатских слушаний в Законодательном собрании Санкт-Петербурга». Документ на заседании комитета по законодательству представил его председатель Виталий Милонов, известный своими резонансными законотворческими инициативами. «Положения» не вызвали дискуссии. Лишь представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский заметил, что глава об участниках депутатских и общественных слушаний, возможно, потребует обсуждения. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» Михаил Бродский подчеркнул, что правила проведения депутатских и общественных слушаний нужны, но сомнения вызывают положения, ограничивающие участников слушаний. «Непонятно, от кого мы защищаемся этим регламентом», - сказал Михаил Бродский.
Например, в третьей главе «Положений» перечислены те, кто имеет право посещать депутатские слушания: это, собственно, депутаты ЗакСа, губернатор города и его полномочный представитель, члены правительства Санкт-Петербурга, судьи Уставного суда, прокурор города или его представитель, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге.
Иные лица могут посетить депутатские слушания лишь по приглашению парламентариев. Имеются в виду, прежде всего, эксперты и специалисты в различных областях – присутствия простых граждан на депутатских слушаниях не предполагается.
Чтобы попасть на парламентские общественные слушания, теперь придется зарегистрироваться на них не менее чем за два дня до мероприятия. Без регистрации в них могут участвовать все те, кто имеет право на участие в депутатских слушаниях, плюс депутаты Госдумы и Совета Федерации, а также полномочный представитель президента РФ в СЗФО. Можно предположить, что на депутатские слушания их без особого приглашения не пустят.
Ни в одном «списке допущенных» нет уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, нет и упоминаний об общественных организациях или непарламентских партиях. И, что любопытно, нет даже намека о порядке посещения этих собраний журналистами. В случае общественных слушаний ЗакСа «Положения», по крайней мере, предписывают информировать о них на сайте городского парламента в Интернете минимум за 10 дней, но в документе нет ни слова о том, как и где должна размещаться информация о готовящихся депутатских слушаниях. Так что депутатские слушания могут оказаться посиделками, закрытыми для прессы.
Еще один любопытный момент – список приглашенных в обоих случаях определяет «орган собрания, проводящий слушания». То есть если комитет по законодательству задумает провести депутатские или общественные слушания, то теоретически комитет по науке и образованию не сможет пригласить туда своих экспертов.
Согласно документу инициатором слушаний может стать спикер ЗакСа, его заместители или органы парламента – комитеты и комиссии. Депутатские слушания не состоятся, если в них примет участие менее 10 парламентариев, для общественных слушаний эта планка снижена до трех депутатов. Если кто-то в процессе слушаний начинает бузить, председательствующий на мероприятии «вправе принять меры по удалению нарушителей из помещения». Конечно, это не значит, что кто-то из депутатов сам будет выдворять неуместных граждан под белые руки – это сделают сотрудники полиции либо присутствующие в зале, либо вызванные специально. Итогом слушаний, как депутатских, так и общественных, должен стать протокол заседания и заключение, которое может содержать рекомендации органам госвласти Санкт-Петербурга, должностным лицам и организациям. Протокол слушаний размещается в Интернете в течение 10 дней с момента проведения слушаний.
Беспартийный депутат ЗакСа Максим Резник считает, что в «Положениях» обязательно должны содержаться четко прописанные нормы о посещении слушаний журналистами. «При формировании списка приглашенных на слушания можно рассчитывать на добрую волю инициатора, - говорит Максим Резник. – Например, когда Виталий Милонов организовывал слушания по закону о запрете ЛГБТ-пропаганды, я беседовал с ним и сказал, что в слушаниях надо обеспечить участие ЛГБТ-сообщества, а не только казаков. Виталий Милонов пошел навстречу, и слушания состоялись. Другое дело, что нельзя такие вопросы ставить в зависимость от «доброй воли», должны быть механизмы максимальной доступности этих слушаний. Но так, чтобы они не превратились в митинг или поножовщину».
Председатель фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев считает, что проблема не в попытке бюрократически зарегулировать механизм слушаний, а в том, что этот механизм изначально не работает. «Сейчас у нас нет права депутата или органа ЗакСа проводить слушания, - говорит Алексей Ковалев. – Система такова, что, если фракция «Единой России» не захочет слушаний на ту или иную тему, на совете фракции не проголосует, то и не будет никаких слушаний. Даже постоянным комиссиям не дают проводить слушаний. Сегодня на совете фракций я предложил провести слушания по поводу проекта закона о рекламе авторства Виталия Милонова, этот проект предполагает закрепить рекламные конструкции на их местах на 10 лет, на веки вечные. Естественно, «Единая Россия» была против, и слушаний не будет».
Алексей Ковалев считает, что слушания в ЗакСе – очень действенный инструмент для депутатов, поэтому оппозиции и «не дают проводить слушания». Впрочем, парламентарий затруднился назвать другие примеры, когда общественные или депутатские слушания не состоялись, не получив одобрения фракции «партии власти».
«На мой взгляд, существующий механизм нормален, и слушания проходят интересно без дополнительной регламентации, - считает депутат фракции «Яблоко» Борис Вишневский. - Наша постоянная комиссия по городскому хозяйству проводила слушания всегда и никаких на моей памяти не было ни скандалов, ни драк. Общая направленность инициатив Виталия Милонова, по моим наблюдениям, как правило, запретительная, думаю, ничего хорошего ждать от этих «Положений» не приходится. Будем изучать документ». Депутат отмечает, что общественные и депутатские слушания - это одна из форм парламентской работы и мало чем отличается от расширенного заседания депутатских комиссий.
Член комитета по законодательству, «яблочник» Александр Кобринский уверен, что в «Положении» нет никаких подводных камней. «Постановление, представленное Виталием Милоновым, предполагает разделить понятия общественных и депутатских слушаний, - говори Кобринский. – Все слушания, которые до сих пор проводились в Законодательном собрании, по сути, общественные слушания. Туда приходят все желающие со всего города. А «Положение» вводит понятие депутатских слушаний. То, что раньше называлось депутатскими слушаниями, было слушаниями общественными. Депутатские слушания – только для депутатов, чтобы они могли пригласить специалистов и в своем кругу обсудить свои проблемы. По поводу прессы ничего не сказано, но нам было обещан примерно месяц на поправки и вопрос о журналистах, думаю, будет урегулирован. Аккредитованные журналисты по умолчанию будут попадать на все мероприятия, но, если не прописать этого в документе, могут быть трудности». Парламентарий отметил, что еще одно тонкое место «Положения» - вопрос об инициаторах слушаний. «Их может инициировать орган собрания, - говорит Александр Кобринский. – Но хорошо бы ввести норму о инициативе группы депутатов или фракции депутатов».
Директор центра ЭКОМ, эксперт парламентской комиссии по городскому хозяйству Александр Карпов также считает, что и раньше общественные слушания в ЗакСе проходили достаточно мирно, без эксцессов.
«Комиссия проводит свои расширенные заседания по жесткому регламенту, который регулируется положениями комиссии, - говорит Александр Карпов. - Общественность в качестве спикера практически не рассматривается. Потом готовится решение. Можно спорить, хороша такая модель или плоха, но «рукопашной» там нет места. Хотя вопросы рассматриваются очень острые и депутаты мнения высказывают достаточно острые и критичные. Но меня смущает другой момент – за что класть жизни в «рукопашной». Мне кажется, что формулировка «давать рекомендации для органов власти» некорректна. От имени собрания может выступать только само собрание или делегированные собранием депутаты. А если собрались 10 депутатов на депутатские слушания, и хотят направить рекомендации в орган исполнительной власти, кого они представляют? Это заставляет подозревать, что смысл этой инициативы - чисто пиаровский. На депутатских и общественных слушаниях должны формулироваться рекомендации, адресованные именно ЗакСу и его органам. Или же вообще никакое решение не должно выноситься, а смысл в том, чтобы собрать экспертные и общественные точки зрения на проблему и довести их до сведения всех депутатов».
Депутатские или общественные слушания проводятся в Законодательном собрании Санкт-Петербурга достаточно регулярно и по самым резонансным темам. Так, в последнее время поводом для слушаний становились проект закона о запрете ЛГБТ-пропаганды, закон Санкт-Петербурга о митингах, проект изменений в Генплан в связи со строительством города-спутника "Южный", намыв в Сестрорецке. Ближайшие депутатские слушания могут быть посвящены проекту изменений в закон Санкт-Петербурга о налоге на имущество организаций, которые должны давать льготы для дочерних компаний "Газпрома" на протяжении минимум 3 лет, при этом выпадающие доходы для бюджета города за этот период составят 900 миллионов рублей.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»