Градсовет поддержал концепцию строительства нового корпуса Этнографического музея со стороны Михайловского сада. Архитектурная мастерская Мамошина предложила завершить ансамбль Михайловского дворца с помощью дублирования россиевских фасадов. Таким образом, для реализации плана заказчику - Северо-Западной дирекции по строительству Минкульта - осталось только провести юридическую оценку строительства и получить окончательное согласование петербургских властей.
Члены Градсовета практически единогласно поддержали концепцию строительства нового корпуса Этнографического музея со стороны Михайловского сада. Архитектурная мастерская Мамошина предложила завершить ансамбль Михайловского дворца с помощью дублирования россиевских фасадов. Таким образом, для реализации плана заказчику - Северо-Западной дирекции по строительству Минкульта - осталось только провести юридическую оценку строительства и получить окончательное согласование петербургских властей. Архитектурный конкурс на проектирование нового здания будет объявлен уже в следующем году.
Михаил Мамошин представил на заседании Градсовета архивные документы и чертежи, сохранившиеся от проекта архитектора Этнографического музея Василия Свиньина. Корпус депозитария со стороны Михайловского сада планировалось построить еще до революции, однако планам помешала война. Российское правительство вернулось к этой идее вновь в 2010 году. Именно тогда проект было решено внести в федеральную целевую программу. Сейчас в ее рамках на строительство до 2018 года выделено 609 млн рублей.
Внутреннее решение нового корпуса в целом должно соответствовать планам Свиньина, рассказал Михаил Мамошин. На первом этаже появятся вход из Михайловского сада и выставочные площади. На втором и третьем — собственно хранилище, лаборатории и технические помещения. Также Мамошин запланировал подвальный этаж площадью 5,2 тысячи кв. метров. Высота здания составит около 12 метров. Общая площадь — 15,1 тысячи кв. м. Кроме того, по просьбе руководства Этнографического музея в здании должны появиться атриумы, накрытые стеклянными плафонами.
Поскольку исторических эскизов фасада здания ни авторства Росси, ни руки Свиньина не сохранилось, завершить ансамбль Российского Этнографического и Русского музеев Михаил Мамошин предложил с помощью дублирования фасада Конюшенного корпуса Росси, находящегося справа от основного здания Михайловского дворца со стороны сада. А далее - ближе к Садовой улице - можно будет завершить ансамбль либо продублировав в третий раз тот же фасад, либо фасад разобранного до революции Прачечного корпуса авторства Росси.
Идею строительства, как и планы по «копированию» фасадов, большинство архитекторов поддержало. «В детстве эта часть Михайловского сада (куда выходит Этнографический музей. — Ред.) всегда производила на меня впечатление задворок. Строительство нового корпуса ничего не нарушит, но поспособствует красоте города», - высказался историк архитектуры Борис Кириков. К творчеству Василия Свиньина можно относиться по-разному, но нет сомнения, эта работа нужна, поддержал коллегу архитектор Вячеслав Ухов, руководитель собственной мастерской.
Критику предложения высказали только архитектор, глава «Студии 44» Никита Явейн и заместитель председателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов. «Клонирование памятников архитектуры в грубой форме категорически запрещено по международным нормам», - заявил Явейн, назвав идею повторения фасада «логикой Урюпинска». Архитектор посоветовал еще раз подумать над решением фасадов и тщательно изучить охранные нормы, хотя и поддержал в целом идею строительства депозитария.
«С позиции действующего законодательства реализация этих планов практически невозможна», - выступил Кононов. Он предложил перенести проект создания фондохранилища за пределы исторического центра города, как это сделал Эрмитаж. Идея возведения депозитария должна быть вынесена на суд совета по сохранению культурного наследия и оценена КГИОПом с точки зрения возможности нового строительства на территории памятника. К тому же проект должен будет оценить комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на это, остальные члены Градсовета идею достройки музея поддержали, назвав возведение нового корпуса необходимым и важным. А реализацию проекта в условиях российского законодательства — в принципе возможной. Тем более что курировать стройку будет Министерство культуры. «По сегодняшним законам в центре Петербурга нельзя установить даже памятник Петру Ильичу Чайковскому. Но законы пишут люди», - в заключительном слове сказал первый зампред КГА Юрий Митюрев.
Объявить конкурс на проектирование объекта Северо-Западная дирекция по строительству, реставрации и реконструкции готова уже в следующем году. Финансирование этих работ в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018)» было заложено уже на этот год, но будет перенесено на 2014-й, рассказал глава ведомства Александр Шабасов. Дирекции лишь осталось провести юридическую оценку нового строительства на территории исторического памятника — Этнографического музея, окончательно заручиться «добром» города, хотя вице-губернаторы Василий Кичеджи и Марат Оганесян проект уже поддерживают, и решить вопрос переноса декорационных мастерских Михайловского театра. Сейчас они занимают здание, пристроенное в 1937 году к залу памяти Александра III музея. Кроме того, проект строительства в ближайшее время будет рассмотрен и на Совете по сохранению культурного наследия.
Напомним, идея достроить Этнографический музей со стороны Михайловского сада, завершив исторический ансамбль, возникла еще в 1980-х годах. Проекты строительства разрабатывали советские, финские и современные архитектурные студии. К примеру, в 2000 году был проведен архитектурный конкурс на строительство фондохранилища с жилыми площадями на средства «Корпорации С» Василия Сопромадзе. В нем победила студия «Земцов, Кондиайн и партнеры». Однако в итоге от государственно-частного партнерства музеи отказались. Теперь проект строительства должен финансировать федеральный бюджет - соответствующее решение было принято в 2010 году.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»