Командующий ВДВ, группа военных следователей, петербургские медики и личное вмешательство министра обороны. Резонанс, раздавшийся после гибели шести десантников на псковском полигоне, всколыхнул Россию. По факту трагедии возбуждено уголовное дело, но сами военные не могут понять причин ажиотажа. «Похожие случаи происходят сплошь и рядом», – уверены они.
Шесть десантников, погибших 22 сентября во время стрельб в Псковской области, создали этому региону славу, о которой явно не мечтала местная администрация. На полигон Струги Красные в 70 километрах от областного центра, где произошло ЧП, прибыли командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов и начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ Иван Бувальцев. Здесь работают группа военных следователей и бригада петербургской Военно-медицинской академии, направленная личным распоряжением министра обороны Сергея Шойгу. Он же велел оказать помощь семьям пострадавших.
История, заставившая вновь заговорить о проблемах российской армии, произошла вечером 22 сентября. Десять курсантов Рязанского училища ВДВ во главе с сержантом-контрактником возвращались со стрельб. Прогремел взрыв: шестерых убило. Двое получили ранения – этих бойцов эвакуируют в Северную столицу специалисты ВМедА.
«Сейчас здесь темно. И произошло это все тогда, когда было уже темно. Можно с уверенностью сказать лишь только то, что две группы возвращались с установки мишени. Одна шла впереди, вторая чуть позади, – рассказал «Фонтанке» через несколько часов после инцидента один из офицеров Псковской дивизии ВДВ. – Практически в центре первой группы произошел врыв. Вторая, шедшая позади, тоже пострадала, и все бойцы в состоянии средней тяжести отправлены в областную больницу. Первая группа вся погибла. Их было шесть человек. Среди них один ингуш и один рязанец – это я знаю точно. Глава Ингушетии Евкуров уже созванивался с руководством Министерства обороны».
По уточенным данным, среди погибших курсанты, приехавшие из Краснодара, Рязани, Курска, Ингушетии, Тирасполя. Под их ногами, по предварительным данным, разорвался артиллерийский снаряд диаметром 100 мм. Как говорят военнослужащие Псковской дивизии, такими здесь не стреляли уже довольно давно, поражающий эффект от них огромен.
Видео своего подразделения выложил в Сеть пострадавший при взрыве на полигоне под Псковом Алексей Никишаев:
Алексей Никишаев
Впрочем, по другой версии, он все-таки попал в Струги Красные в конце сентября в ходе известных учений «Запад-2013». «Когда их проводили в наших местах, и на этом полигоне в частности, постоянно можно было наблюдать стрельбы и все остальное, им сопутствующее», – отмечает собеседник в Псковской дивизии ВДВ.
Совместное стратегическое учение «Запад-2013», напомним, прошло осенью на территории союзных государств России и Белоруссии. Как сообщали тогда СМИ, мероприятий такого масштаба не проводилось на Северо-Западе более 30 лет. Всего в операции были задействованы до 9,4 тысячи человек, до 180 единиц боевой техники, около 40 самолетов и вертолетов, около 10 кораблей Балтийского флота. Следующие учения подобного формата состоятся через два года.
Пока следствие строит предположения и ищет виновников взрыва, сами военные находятся в легком недоумении – они не понимают, почему драма в Стругах Красных привлекла такое внимание высшего армейского руководства и журналистов. «Подобные случаи происходят сплошь и рядом, причем зачастую из-за обычной человеческой глупости», – рассуждает другой десантник Псковской дивизии ВДВ.
Он напоминает, что это уже не первая трагедия на полигоне Струги Красные за последние несколько лет. Так, 13 апреля 2011 года в здесь произошел взрыв на учениях подразделений 106-й Тульской дивизии ВДВ. Четверо военнослужащих погибли, один получил ранения.
В 2012 году похожий эпизод случился в поселке Мулино Нижегородской области – во время разгрузки выслуживших сроки боеприпасов один из них взорвался. Тогда погибли шестеро солдат, ранило четверых.
В Ленинградской области в мае 2011 года произошла трагедия, поразившая беспечностью опытного военнослужащего. Командир батальона утилизации капитан Юрий Гуров, получив на складе боеприпасы для их дальнейшего уничтожения на 221-м общевойсковом перегоне (Каменка), вместе с четырьмя военнослужащими отклонился от заданного маршрута и заехал в лес, где начал разбирать выданные ему боеприпасы. В момент, когда комбат стучал молоточком по капсуле боеприпаса, произошел взрыв. В результате у него практически оторвало голову. Уголовное дело тогда не было возбуждено, так как виновник погиб на месте.
«Фонтанка.ру»