Вопрос о повышении тарифов на оплату общественного транспорта после Нового года завис в воздухе. Инициатор замораживания цен - губернатор Георгий Полтавченко уже не уверен в целесообразности этой меры. Поэтому, представляя проект бюджета на следующий год перед парламентом, глава города попросил народных избранников еще подумать о мере. Впрочем, сами депутаты просят Смольный разобраться с проблемой самостоятельно.
Городские траты на транспортную отрасль с 1 января 2014 года возрастут на 12 млрд рублей и составят 47,2 млрд, что сопоставимо с расходами бюджета на дорожный комплекс. Рост обусловлен отказом правительства повышать цены на проезд в общественном транспорте. Губернатор Георгий Полтавченко сообщил об этом в ходе первого чтения проекта бюджета в Законодательном собрании, которое прошло в среду, 23 октября, и предложил депутатам «еще раз посоветоваться» и поделиться своим мнением со Смольным.
«Я сам был инициатором такого решения. Но с учетом сложной экономической ситуации, хотелось бы понять, правильно ли мы поступаем, – отметил губернатор. – Во-первых, сохранение уровня цен влечет за собой серьезное увеличение субсидий на перевозки граждан в метрополитене, автобусах и наземном электротранспорте. С 14,2 млрд в 2013 году до почти 20 млрд в 2014 году, то есть в 1,4 раза. Во-вторых, если не повышать цены сейчас, то следующий такой шаг будет более чувствительным для петербуржцев. Поэтому хотелось бы еще раз посоветоваться по этому вопросу».
Напомним, что в июле этого года комитет по транспорту рассматривал возможность увеличить плату за одну поездку на всех видах транспорта на два рубля. Таким образом, жителям Северной столицы и гостям города пришлось бы платить за проезд в метро 30 рублей, в автобусе, трамвае и троллейбусе – 27 рублей. Аргументы чиновников в пользу такого шага традиционные: рост стоимости топлива и электричества, а также инфляция. Однако месяц назад на заседании правительства губернатор озвучил инициативу о временном замораживании тарифов.
Сами депутаты пока обсуждать возможное повышение цен не готовы. Так, член постоянной комиссии городского парламента по транспортному комплексу и пользователь общественного транспорта Максим Резник выступил резко против повышения цен. «Сначала нужно обосновать действующие тарифы. И может быть, когда мы их изучим, мы поймем, что нужно действительно поднять цены. Тут есть о чем подумать». Он отметил, что необходимо провести сначала депутатские слушания, на которых состоится серьезный, обоснованный разговор о том, почему и как повышаются тарифы. «А просто так «мерить общую температуру по палате» не стоит. Если мы поймем, что повышение необходимо, тогда мы сами объясним гражданам, что без этого не обойтись», - заметил он.
А вот по мнению коллеги Резника по комиссии - единоросса Сергея Шатуновского, решение об увеличении зависит не от депутатов или даже губернатора, а прежде всего от обоснования экономическими процессами. «Нельзя сказать, по какой причине цены повышаются. Это может зависеть от покупки новой техники, повышения оплаты труда сотрудникам. Иногда тарифы долго сдерживаются ради каких-то социальных выгод, но потом их все равно необходимо резко повышать, что вызывает недовольство жителей города», - напоминает парламентарий.
Напомним, что перед выборами в 2012 году Смольный заморозил цены на проезд в общественном транспорте. Но тарифы все равно выросли с 1 июня 2012 года. Размер повышения составил 2 рубля – как на метро, так и на наземный транспорт. Спустя полгода, 1 января 2013-го, петербуржцев ждало очередное увеличение цен: разовый проезд в подземке подрос на 1 рубль - до 28, на автобусе, трамвае и троллейбусе – на 2 (до 25).
При этом, по мнению Шатуновского, вопрос, увеличивать ли стоимость проезда или сохранить, должны решать все-таки не в ЗакСе. «Парламент у нас сейчас дистанцирован от этого вопроса. Если администрация города взвалила на себя такую ответственность, пусть она и решает, что делать с оплатой», - заметил он.
К тому же, отмечает Шатуновский, у большинства парламентариев нет экономического образования, а потому разобраться в экономической обоснованности они не смогут. «Но Смольный может подготовить нам заключение, тогда мы примем решение».
Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»