Георгий Полтавченко, зарекомендовавший себя пламенным борцом за трезвость, резко изменил свои позиции. «Многие сейчас употребляют только безалкогольные напитки и чувствуют себя великолепно. Это иногда вызывает удивление», – пошутил градоначальник на заседании Экономического совета в Смольном. Среди возможных последствий громкой фразы – снятие временных ограничений на продажу пива в Петербурге. Так губернатор пополнит бюджет и поможет горожанам, которые с утра любят «шлифовать» водку пенными напитками.
На заседании городского Экономического совета, прошедшем 24 октября в Смольном, решалось, как пополнить страдающий от дефицита бюджет и помочь крупнейшим налогоплательщикам. Помимо строителей, энергетиков, промышленников на встречу с властью пришли и пивовары. Президент компании «Балтика» Исаак Шепс выступил с плачем о невыносимых условиях работы в Северной столице. «Carlsberg вложил в экономику России около 13 миллиард долларов. В 2012-м на покупку небольших предприятий “Балтики” был потрачен миллиард. Но при этом с 2008-го по 2012 год производство пива падает из-за увеличения акцизов и временных ограничений», – отметил он.
В городе на Неве производство компании упало на 25%. Мощности предприятий загружены лишь наполовину, приводил цифры Шепс. От такого коленкора страдает не только бизнес, но и город: в 2012 году «Балтика» заплатила в бюджет Петербурга 6 миллиардов рублей налогов, а могла бы значительно больше – если бы не пресловутые запреты.
Губернатора Георгия Полтавченко, ранее выступавшего с позиций последовательной борьбы за трезвый образ жизни, «обстоятельный доклад» Шепса тронул до глубины души. Он заметил, что стоимость акцизов – компетенция федерального правительства, а вот к теме временных ограничений на продажу пива «есть смысл вернуться». «Пиво у нас не только за обедом, а с утра пораньше любят пить: в ночное время употребляют алкоголь, а утречком все это пивом шлифуют. Поэтому мы и вынуждены были ограничить торговлю алкоголем в ночное время», – блеснул градоначальник нешуточными познаниями о пристрастиях петербуржцев.
Но, по словам Полтавченко, «здесь можно найти решение, дополнительное именно по пиву». Его он и предложил обсудить со Шепсом.
Неожиданная инициатива Полтавченко, заметим, была высказана на фоне тотальной борьбы, которую еще недавно градоначальник вместе с депутатами ЗакСа вел против алкоголя всех мастей. В настоящий момент петербуржцы не могут купить спиртные напитки крепче 5 градусов с 23.00 до 7.00.
Однако 16 октября городской парламент одобрил губернаторский законопроект, согласно которому ночной запрет на продажу выпивки может стать по-настоящему тотальным: если принятый в третьем чтении документ будет подписан Смольным, то «алкогольная пауза» в Петербурге охватит период с 22 часов до 11 часов утра. Теперь можно предположить, что в уже готовый документ губернатор внесет поправки и выведет пиво из-под удара. Правда, ему все равно придется считаться с федеральными нормами, которые не дают покупать пенные напитки в промежуток с 23.00 до 8.00.
Впрочем, к чести градоначальника стоит сказать, что он не совсем отказался и от трезвеннических побуждений. На заседании Экономического совета чиновник добавил, что падение пивных продаж связано не только с драконовскими мерами властей, но и с тем, что «жители нашего города начинают проявлять интерес к здоровому образу жизни». В связи с этим Полтавченко предложил Исааку Шепсу «заменить потери», выпустив качественные безалкогольные напитки, «которые наша молодежь будет с удовольствием употреблять».
«Многие (молодые люди. – Прим. ред.) сейчас употребляют только безалкогольные напитки и чувствуют себя великолепно. Это иногда вызывает удивление», – заключил градоначальник.
Впрочем, другие игроки алкогольного рынка идеею губернатора восприняли без особенного оптимизма. При этом на вопрос о том, видят ли они в происходящем след «пивного лобби», отвечать не стали. «В стране в общем объеме потребления алкоголя 55 процентов приходится на пиво. Думаю, что и в Петербурге ситуация схожая. При таких объемах отмена «ночного эмбарго» на продажу пива, может, и позитивно скажется на пополнении бюджета, но никак не на здоровье населения, а особенно молодежи. Я не против пива. Но у нас в стране производят и продают пива много и нерегулируемо, а культуры потребления этого напитка, к сожалению, нет. И что в результате? Кончится все это распитием в подъездах, в парках, скверах, на лавочках и горами пустых бутылок», – скептичен президент ОАО ПГ «ЛАДОГА» (специализируется на производстве водок, коньяков и настоек) Вениамин Грабар.
А вот на пивоварне HEINEKEN Russia конкурентов из «Балтики» поддержали. «Борьба с алкоголизмом должна вестись именно в просветительском и профилактическом ключе, а не экономическими запретительными мерами, которые лишь дискриминируют пиво как продуктовую категорию, провоцируя потребителей переходить на потребление дешевого крепкого алкоголя и суррогатов», – заявили "Фонтанке" в компании.
Андрей Захаров,
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»