Попытка «Фонтанки» выяснить, насколько законно бывший вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев установил забор прямо в акватории Финского залива, не увенчалась успехом. Глава Комитета государственного контроля природопользования Ленобласти заявил, что за такие заборы отвечает Росреестр. А в Росреестре вопрос про забор решили не заметить, но зато сообщили - земля принадлежит Полукееву на законных основаниях и имеет ограничения: он не может там складировать ядохимикаты и пасти скот.
20 метров
История, заинтересовавшая «Фонтанку», произошла совсем недавно: в редакцию поступило обращение от жителей посёлка Чулково Выборгского района Ленинградской области. Беспокойство граждан вызвал забор, возведённый на недавно приобретённом участке бывшим вице-губернатором Петербурга Александром Полукеевым. Этот забор установлен прямо по дну Финского залива в той его части, которая большую часть года не залита водой.
Гражданам забор не понравился по двум причинам: во-первых, они потеряли возможность прогуливаться по берегу, во-вторых, всем известно, что такая возможность не только приятна, но и прямо прописана в действующем законодательстве. В статье 6 Водного кодекса РФ, регулирующей правоотношения, касающиеся водных объектов общего пользования, буквально сказано: «Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров…»
Расстояние между забором Александра Полукеева и береговой полосой определить не представилось возможным, в связи с тем, напомним, что он пересекает эту полосу.
Сам господин Полукеев в общении с журналистом был открыт и корректен. По его словам, новый забор уже проверяли полиция и инспекторы Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области – и нарушений не нашли. При этом господин Полукеев уточнил: он всю жизнь всё делал по закону и теперь менять эту жизненную позицию не собирается.
Нам такая ситуация показалась интригующей: а как же 20 метров общедоступной береговой полосы, продекларированные Водным кодексом?
«А мы тут ни при чём…»
Редакционный запрос председателю Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Михаилу Козьминых содержал намного больше букв, чем ответ на него.
«Прошу Вас предоставить информацию о результатах обследования соответствия действующему природоохранному законодательству места расположения забора в посёлке Чулково Выборгского района Ленинградской области, установленного на береговой кромке Финского залива на участке…» - далее указывался кадастровый номер участка, копию свидетельства о регистрации права собственности на который любезно предоставил «Фонтанке» Александр Полукеев.
Господин Козьминых в ответ написал: «Информация об установлении забора в посёлке Чулково… направлена в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр. – Ред.) по Ленинградской области по подведомственности».
Пресс-секретарь комитета Никита Павлович устно добавил: мол, наши инспекторы выезжали на объект, составили акт осмотра, но к забору мы никакого отношения не имеем.
- Все вопросы по перекрытию общего доступа к береговой полосе общего пользования находятся в ведении управления Росреестра по Ленинградской области, - заявил он автору этих строк.
Следующий редакционный запрос «Фонтанка» адресовала руководителю областного управления Росреестра Александру Желнину.
Пасти скот нельзя
В управлении Росреестра нам ответили быстро и обстоятельно – письмо «Фонтанке» подготовила главный специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Елена Кургузикова. В журналистских кругах она известна ещё с периода её работы следователем городской прокуратуры.
В письме подробнейшим образом описана история появления у Александра Полукеева земельного участка в посёлке Чулково на Центральной улице. Выяснилось, что площадь участка составляет 5829 квадратных метров, он объединён из нескольких, приобретённых в разное время, и абсолютно законным образом принадлежит бывшему вице-губернатору на праве собственности. Упоминались и 3 обременения: 25 и 56 квадратных метров участка попадают в охранные зоны линий электропередачи, а весь участок целиком имеет ограничения использования как расположенный на территории водоохранной зоны Финского залива.
Это, в частности, означает, что Александру Полукееву запрещается на этой территории складировать навоз и мусор, заправлять, мыть и ремонтировать автомобили, размещать склады ядохимикатов, удобрять почву сточными водами и пасти там домашний скот.
«Таким образом, - резюмируется в письме за подписью Александра Желнина, - правоустанавливающие и правоудостоверящие документы на земельный участок оформлены в соответствии с действующим законодательством».
В письме руководителя областного управления Росреестра нам показались странными 2 обстоятельства.
Во-первых, Александр Желнин ссылался на 111-ю и 112-ю статьи Водного кодекса, которые якобы регулируют режим использования земельных участков в водоохранных зонах. Беспокойство вызывает то, что в Водном кодексе России всего 69 статей. Создаётся впечатление, что в Росреестре пропустили тот момент, когда старый Водный кодекс РФ сменился новым. Это случилось 1 января 2007 года.
Во-вторых, мы спрашивали Росреестр про законность строительства забора, загораживающего доступ к берегу залива для всех желающих. Про забор в ответном письме не было сказано ни слова – только про законность получения Александром Полукеевым земельных участков. Такое впечатление, что уважаемое государственное ведомство написало нам ответ, не прочитав вопрос.
- А про забор-то где? – спросил автор этих строк у исполнителя письма Елены Кургузиковой.
К сожалению, отвечать на уточняющие вопросы чиновница отказалась, мотивируя это тем, что всякое общение с прессой допустимо только с разрешения руководства.
Для чего люди землю покупают
Видимо, дисциплина в областном управлении Росреестра действительно на высоком уровне – нам удалось поговорить с одним из сотрудников ведомства, но лишь на условиях полной анонимности.
Чиновник объяснил «Фонтанке», что любой гражданин располагает правом построить забор на принадлежащем ему земельном участке. И вообще, никому не нравится, когда по его частным владениям разгуливают всякие граждане, загорают на солнышке, жгут костры – разве для этого люди землю покупают?
- Но для кого в таком случае написана статья 6 Водного кодекса? – поинтересовались мы. – Ведь 20 метров береговой полосы всё равно должны быть общедоступны!
- Вот в этом противоречие Гражданского, Административного и Водного кодексов, - ответил сотрудник Росреестра.
Вопрос, по словам нашего анонимного собеседника, следует задать администрации Выборгского района Ленинградской области – а именно тому её ведомству, которое таким образом сформировало земельный участок. Добросовестный чиновник, считает наш собеседник, не должен был разрешить сформировать земельный участок на территории 20-метровой береговой полосы Финского залива, которая в соответствии с 6-й статьёй Водного кодекса предназначена для всеобщего доступа.
Так что, следующие редакционные запросы мы адресуем двум ведомствам: снова управлению Росреестра по Ленинградской области и администрации Выборгского района Ленинградской области. Ведь актуальный для многих вопрос: «Можно ли поставить забор в Финском заливе?» – пока так и остаётся без ответа.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»