Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -2

1 м/с, с-в

767мм

78%

Подробнее

Пробки

5/10

ЦИК отправляет голоса в черный ящик

905
ПоделитьсяПоделиться

ЦИК дал региональным избиркомам установку на использование комплексов электронного голосования (КЭГ). Их предпочтут КОИБам, которые оказались не у дел якобы из-за лавинообразного роста числа партий и, как следствие, длины бюллетеня. Эксперты считают, что КЭГ - тот еще «черный ящик».

Удобство комплекса электронного голосования, говорят в ЦИК, в том, что он позволяет обходиться без бумажного бюллетеня для голосования – избиратель осуществляет свое волеизъявление нажатием на сенсорный экран, как в терминале оплаты услуг мобильной связи. Единственный материальный носитель информации в КЭГе – бумажная лента, на которой фиксируется факт голосования. КОИБ, в отличие от КЭГа, питается бумагой – и если в выборах примут участие больше 50 партий, может «подавиться» полутораметровым бюллетенем. Как отмечает председатель петербургского Горизбиркома Алексей Пучнин, длина бюллетеня – единственная причина, по которой ЦИК от использования КОИБов может отказаться.

ПоделитьсяПоделиться

«Все КОИБ, которые есть в городе на сегодняшний день, могут быть применены на выборах, этот вопрос будет решаться после регистрации кандидатов на выборах и оценки длины бюллетеня, - говорит Алексей Пучнин. - КЭГ – это не новый прибор, он давно и очень удачно применяется, Санкт-Петербургская избирательная комиссия его презентовала общественности в этом году. КЭГ абсолютно защищен от постороннего вмешательства, поскольку не имеет связи с Интернетом. Прибор полностью находится под контролем участковой избирательной комиссии и всех лиц, которые входят в число организаторов выборов или иных участников избирательного процесса – доверенных лиц кандидатов, членов УИК с правом совещательного голоса и, собственно, избирателей. Он фиксирует не только волю, но и результат. КЭГ выдает копии протоколов голосования сразу и предупреждает споры о соответствии копии протокола выборов оригиналу. КЭГ оперативен, мобилен, может быть как стационарным, так и переносным. При использовании КЭГа для передачи данных в систему ГАС-выборы все равно требуется посредничество человека».

«Физической возможности наладить автоматическую передачу итогов голосования из КЭГ в систему ГАС-выборы нет, - говорит Алексей Пучнин. – Так как КЭГ - это автономная система, независимая от сети Интернет». При этом КЭГ оснащен мобильным источником выработки электроэнергии и не боится перепадов напряжения в сети и блэкаутов. «Обходится КЭБ дешевле, чем КОИБ, - говорит председатель петербургского Горизбиркома. – Хотя при производстве он несколько дороже из-за наличия сенсорного экрана, но в эксплуатации экономичнее, так как для него не надо закупать бумагу».

Алексей Пучнин отметил, что КЭГи могут найти широкое применение в Петербурге уже на муниципальных выборах 2014 года, и это не потребует дополнительных бюджетных затрат на производство новых комплексов. «На выборах мэра в Москве 28% избирательных участков были укомплектованы КОИБами, которые были привезены из разных регионов, - говорит Алексей Пучнин. - Петербург может поступить так же: запросить в других регионах КОИБы и КЭГи и «закрыть» 50% избирательных участков. И это не потребует особых затрат от муниципальных бюджетов, придется оплатить только обслуживание – 14 тысяч рублей за 1 комплекс обработки избирательных бюллетеней, который состоит из двух машин».

Политолог, член Комитета гражданских инициатив, член совета движения в защиту прав избирателей «Голос» Аркадий Любарев считает, что при всех достоинствах КЭГов за ними необходимо установить определенный контроль. «Такой способ контроля есть – это лента, которая показывает избирателю результат его голосования и тут же исчезает и которую можно перепроверить в случае чего, - говорит Аркадий Любаров. - Но в законе нужно прописать гарантии этой проверки. КЭГи пока применялись в очень незначительных количествах, и пока это не таило опасности серьезных фальсификаций. Но когда система будет применяться повсеместно, она может быть опасна, так как фальсификации могут стать централизованными. До этого фальсификации «шли снизу». КЭГи работают против достаточно большого числа нарушений на выборах. Но «карусель» они не предотвратят. Если человеку разрешат проголосовать, хотя он не имеет на это права, он проголосует сколько угодно раз».

Член совета Межрегионального общественного движения наблюдателей СОНАР Дмитрий Крайнев считает, что КЭГ – это слабая защита от фальсификаций. «Да, там есть контрольная лента, на которой основана вся защита КЭГа, а вот электронных средств верификации, что КЭГ работает правильно, – нет, - говорит Дмитрий Крайнев. - На настоящий момент это «черный ящик». И в целом он защищен хуже, чем КОИБ. Я бы не сказал, что на современном этапе КЭГи можно применять на выборах. Они не дают надежных результатов голосования и возможности их верифицировать и проверить». Дмитрий Крайнев подчеркивает, что использование КЭГов не сделает лишним присутствие на избирательных участках наблюдателей, ведь кроме механического подсчета голосов есть процедура допуска избирателей до голосования и выдачи бюллетеней для голосования.

Председатель Лиги избирательниц Татьяна Дорутина также не склонна видеть в КОИБах и КЭГах панацею от нарушений на выборах. «У меня нет никакой надежды на то, что вдруг, ни с того ни с сего, выборы станут честными, - говорит Татьяна Дорутина. – В избирательных комиссиях сидят люди, в руках у которых находятся бюллетени и всевозможные секретные документы, а они могут с ними творить что угодно. И ни разу такие люди не были наказаны. По предыдущим выборам в Госдуму, в петербургский ЗакС и выборам президента видно: не было ни одного случая, чтобы отменили результаты выборов из-за фальсификаций. Самое большое, что признавали неправильным, - удаление наблюдателя или члена УИК с правом совещательного голоса с участка. То есть все фальсификации остались безнаказанными».

Последний контракт на работы по усовершенствованию КЭГов, зафиксированный на портале госзакупок, обошелся бюджету в 99 414 388,13 руб. и был заключен в апреле 2013 года с ООО"Инфо-Плюс". В техническом задании говорится, что помимо прочего КЭГ должен уметь давать «голосовые подсказки дальнейших действий избирателя» и мигать электронными кнопками на экране монитора для подсказки избирателю его дальнейших действий.

Любопытно, что то, что КЭГи по определению не нуждаются в бюллетенях для голосования, не помешало Центральной избирательной комиссия Республики Татарстан в 2011 году закупить бумаги для комплексов электронного голосования в общей сложности на 1,8 млн рублей.

Венера Галеева, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close