Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -9

2 м/с, с-з

742мм

90%

Подробнее

Пробки

2/10

Винная река

2838
ПоделитьсяПоделиться

Казачье экспедиционное общество в партнёрстве с Российским этнографическим музеем заявило о проекте возрождения уникальных донских казачьих «террасных» виноградников, чудом сохранившихся в Ростовской области. В качестве первого крупного публичного мероприятия проекта запланирован праздник донских казачьих вин и кухни, который состоится в Мраморном зале Этнографического музея в начале марта.

Своеобразным прологом будущего праздника стала встреча, на которой члены Казачьего экспедиционного общества представили краткий отчёт об этнографической экспедиции, предпринятой на Дон в конце августа – начале сентября. Участники экспедиции объехали пространство от Ростова до Цимлянска, где лоза на крутых прибрежных склонах растет как минимум с IX века.

В Этнографическом музее на обсуждение итогов исследовательской поездки собрались директор РЭМа Владимир Грусман, директор музея-памятника Исаакиевский собор Николай Буров, петербургские сомелье, сотрудники музеев, специалисты и знатоки вин.

ПоделитьсяПоделиться

Как комментирует организатор прошедшей экспедиции, руководитель Казачьего экспедиционного общества, терский казак Дмитрий Карпушин, «виноделие для казаков Нижнего и Среднего Дона – не просто традиционный промысел, но фактор этнической идентичности. Уставшие от любой «ряжености», люди не участвуют в нынешних псевдоказачьих движениях. Однако вокруг серьёзных дел формируются неформальные казачьи сообщества, где состоявшиеся и состоятельные седовласые мужчины могут подолгу и со знанием дела обсуждать приёмы виноградарства и виноделия».

«Мы понимаем казачью винодельческую традицию как важный элемент нашей культуры, и поэтому народное казачье вино будет представлено публике именно в качестве культурно-этнографического феномена в Российском этнографическом музее», подчеркнул Карпушин.

Дискуссия о донском виноделии сопровождалась дегустацией 12 образцов из частных хозяйств Дона, привезённых из экспедиции. «Яркий, честный, «неприглаженный» вкус этих вин с характерными ароматами донской земли, – терновником, бузиной, степными травами, – не может не удивлять. Сохранились и старинные народные приемы виноградарства» – поясняет один из инициаторов проекта терский казак Дмитрий Ковалёв, ведущий преподаватель школы вина «Энотрия», редактор сайта rusvina.ru.

ПоделитьсяПоделиться

«Сегодня много говорят и пишут о возрождении фермерского, или «гаражного» виноделия. Поправки в федеральное законодательство, стимулирующие его развитие, обсуждаются в Государственной Думе. Вина с небольших семейных виноградников, где на этикетках написана фамилия винодела, уже оценивают на конкурсах и дегустациях. Однако несовершенство законодательства приводит к тому, что, например, действительно казачье вино сегодня невозможно найти даже в Ростове – его делают не как товар, а для себя, для друзей», рассказывает Ковалёв.

Как и Терек, где в диалекте местных казаков есть десятки самобытных винных терминов, Дон хранит свою винную традицию, выжившую в бурном XX веке несмотря на гражданскую войну, геноцид в отношении казаков, коллективизацию, Великую Отечественную войну и «антиалкогольные кампании» 80-х.

Неоспоримые козыри виноделов Дона – десятки местных сортов винограда, которые, по распространенной версии, появились на берегах великой реки еще во время Хазарского каганата. Это, например, красностоп, цимлянский черный, плечистик, пухляковский. Их причудливые  названия уже учатся выговаривать европейские эксперты.

Старинные виноградники, высаженные особым местным способом (называемым «донская чаша»), все еще встречаются в казачьих дворах. Здесь их традиционно называют «винными садами». В каждой местности найдутся энтузиасты виноделия, спасающие от выкорчевывания лозы в продаваемых домовладениях, делящиеся опытом с земляками.

Таков Николай Петрович Лукьянов, 30 лет назад вместе с единомышленниками возродивший 3 гектара террасных виноградников в Цимлянске. Еще раньше несколько сот гектаров старинных донских лоз были затоплены при строительстве Цимлянского водохранилища, остальные выкорчеваны как «экономически несообразные». Укрупнение и механизация производства в советских совхозах не подразумевали ручного труда на террасах.

ПоделитьсяПоделиться

Однако любой, приехавший на виноградники цимлянских энтузиастов, может убедиться: здесь, на правом берегу реки, в условиях засушливого климата лоза получает максимум подпитки богатой микроэлементами водой родников, струящихся в слое голубой глины на крутых приречных склонах.

Сегодня эти небольшие наделы — безусловное национальное достояние нашей страны. Лозы не болеют, не вымерзают, дают урожай отличного качества. Важное, но не единственное достоинство этих террасных участков — возраст лоз, превышающий 20 лет. Ведь с молодых виноградников, которых в России большинство, великого вина не создашь. Именно террасные виноградники дали лучшие вина, продемонстрированные на дегустации в РЭМе, считает директор школы сомелье Виктория Мустяца.

Многие донские террасы, культивировавшиеся веками, сегодня заброшены и могут быть выкуплены за бесценок – было бы желание развивать виноделие. «Мы знаем, где расположены легендарные террасы, – говорит Дмитрий Карпушин, – и готовы помочь серьёзным казакам в возрождении на них виноградников. Есть и знатоки технологии, и понимание экономики инвестиций в лозу. Условие одно: новые хозяева должны понимать, что эти террасы – казачье наследие, а не бизнес-проект, хотя виноградники самоокупаемы».

В старину казачья семья владела несколькими гектарами «садов» и ухаживала за ними сама; считается, что один человек может обрабатывать примерно 0,2 га лоз на крутых террасах. Около трехсот литров вина выпивались в казачьей семье во время праздников (а праздник молодого вина приходился на Покров, 14 октября), к лету оно заканчивалось: в страду вина не пили.

Не пили на Нижнем Дону и Тереке и крепких напитков, появившихся лишь в советскую эпоху. Излишки продавались весной ростовским купцам, а те разливали вина под своими этикетками. Популярностью пользовалось цимлянское игристое, созданное старинным казачьим способом, где особым образом купажировались сладкие вина местных сортов из подвяленного винограда и играющее сусло — недоброд. Вино из подмороженного винограда и сусла звалось «выморозки». Все эти технологии пушкинской поры живы сегодня, и не только в лабораториях и НИИ, но и в народной среде.

Летописи зафиксировали «винодельческие» усилия Петра I, лично высаживавшего новые кусты у казака Персиянова под Ростовом. Участникам же экспедиции посчастливилось побывать на винограднике у Николая Петровича Персиянова и попробовать его вино, которое также не станет товаром, пока не изменится закон.

«Если говорить языком сравнений, то Кубань со своими крупными хозяйствами, их собственниками из списков Forbes, иностранными консультантами — это наш Новый Свет», – рассуждает Дмитрий Ковалёв, проведший дегустацию в РЭМе. – «А вот Дон с маленькими виноградниками на террасах, семейными винодельнями, многовековой историей больше похож на классический европейский винный регион».

На мартовскую дегустацию в Российском этнографическом музее ведущие виноделы-фермеры Дона свои вина привезут лично. Организаторы также рассчитывают пригласить на праздник пожилых и молодых казачек – хранительниц рецептов казачьей кухни. Генеральным информационным партнёром проекта возрождения казачьего виноделия выступает «Фонтанка».

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close